Эта статья представляет собой подробную пошаговую инструкцию по замене спиц на велосипеде, что является важным навыком для любого велолюбителя. Правильная сборка колеса велосипеда обеспечивает его надежность и безопасность во время катания, поэтому знание этого процесса является необходимым для поддержания в хорошем состоянии вашего велосипеда.
Причины искривления колеса
Что может вызвать деформацию велосипедного колеса? Причин может быть несколько:
- Вес гонщика, который постоянно нагружает колеса.
- Резкое торможение велосипеда создает дополнительную нагрузку на спицы.
- Крутые повороты также не помогают поддерживать баланс колес.
- Уловки для заднего колеса.
- Неровная местность, неровности, ямы, камешки, по которым ездит велосипедист, часто приводят к искривлению колес.
- Падение или сильный удар могли привести к появлению так называемых восьмерок.
- И только неплотное и слабое натяжение спиц колеса приведет к необходимости замены спиц.
Мнение эксперта:
Эксперты рекомендуют следующую пошаговую инструкцию по замене спиц на велосипеде. Сначала необходимо удалить ободную ленту и отвернуть ниппельные гайки, освободив спицы. Затем аккуратно вынуть старые спицы и установить новые, убедившись в правильной длине. После этого спицы крепятся к ободу и втулке, затягивая гайки. Важно правильно натянуть спицы, чтобы обеспечить равномерное распределение нагрузки. Наконец, следует проверить правильность установки и провести тестовую поездку для убедительности.
Разновидности колесных спиц
На первый взгляд конструкция спиц довольно проста. Однако существует множество их разновидностей. Они делятся по размеру, материалам и способам крепления.
Этап | Описание | Инструменты |
---|---|---|
Подготовка | Снимите колесо с велосипеда и спустите шину | Ключ для снятия колеса, насос |
Снятие старых спиц | Перережьте или отвинтите старые спицы | Болторез или отвертка |
Подготовка новых спиц | Отрежьте новые спицы до нужной длины | Кусачки |
Плетение новых спиц | Вставьте новые спицы в обод и перекрестите их согласно схеме плетения | Спицевой ключ |
Натяжение спиц | Натяните спицы равномерно, используя спицевой ключ | Спицевой ключ |
Центрирование колеса | Отцентруйте колесо, вращая его и регулируя натяжение спиц | Спицевой ключ |
Правка колеса | Правьте колесо, при необходимости, ударяя по спицам молотком | Молоток |
Закрепление спиц | Закрепите спицы, затянув ниппели спицевым ключом | Спицевой ключ |
Типы спиц по размерам
В мире велосипедных спиц существует множество вариаций по длине, и каждая из них производится без строгих стандартов.
Стандартизированной является лишь толщина проволоки, измеряемая в AWG (American Wire Gage) – американской единице измерения толщины провода. Самые распространенные размеры – 12 и 14 AWG, что соответствует 2,6797 мм и 2,032 мм соответственно.
Кроме того, не все спицы имеют круглое сечение. Существуют различные варианты:
- Спицы с утолщением. Утолщение может быть одиночным или двойным, при одиночном утолщении оно располагается сбоку от головки спицы. Это позволяет производителям снизить вес спиц, не жертвуя их прочностью.
- Спицы с тройным сечением, где диаметр меняется дважды на одной стороне. Обычно двойное утолщение находится ближе к втулке.
- Аэродинамические сечения, как, например, плоские спицы, широко используемые на трековых велосипедах. Также существуют каплевидные и эллиптические варианты спиц.
Типы по материалам
- Сталь — самый популярный материал благодаря своей практичности, надежности и доступности.
- Титан — более надежный и прочный материал, чем сталь, и стоит вдвое дороже. Велосипеды для триалов и скоростных спусков оснащены литыми спицами для защиты от тяжелых нагрузок.
- Углеродное волокно — очень легкий и достаточно прочный материал, но при этом более дорогой. Его непревзойденные аэродинамические свойства делают его очень привлекательным для колес гоночных велосипедов.
Способы крепления спиц
Стандартный и чрезвычайно распространенный метод крепления спиц – это J-образная головка. Одним изгибом она зацепляется за обод, а другим крепится к втулке. Эти спицы гораздо проще устанавливать на велосипед.
В настоящее время разработаны прямые спицы, которые применяются в спортивных моделях велосипедов. Множество исследований проводится с колесами, оснащенными спицами или жесткими дисками. Однако оптимального решения пока не найдено, поскольку возникает ряд нежелательных побочных эффектов.
Интересные факты
- Переднее и заднее колеса не требуют замены спиц по одной схеме:заднее колесо содержит на одну спицу больше по сравнению с передним, так как на него приходится большая нагрузка.
- Спицы можно устанавливать в разных направлениях:спицы с крестовым рисунком обеспечивают максимальную прочность, но более сложны в натяжении, а радиальный рисунок удобнее в натяжении, но менее прочен.
- Натяжение спиц существенно влияет на работу колеса:слишком слабое натяжение может привести к смещению обода или поломке спиц, а слишком сильное – к деформации обода и ухудшению качения. Для оптимального натяжения можно использовать специальный тензиометр.
Этап третий. Регулировка натяжения
Первый шаг — произвести первоначальную регулировку, которая включает равномерное затягивание всех сосков. Убедитесь, что все ниппели вкручены с одинаковым числом оборотов: спицы должны иметь одинаковое натяжение. Обычно ведущие спицы изогнуты возле фланца. Перед началом процедуры натяжения их необходимо отогнуть вручную, прижимая каждую спицу возле фланца.
Конечное напряжение следует подавать после окончания первоначальной настройки. Правильное натяжение гарантирует, что колесо не выйдет из строя во время езды, что очень важно для комфортного передвижения.
Подводя итог, можно смело сказать, что спицы колес — далеко не самая сложная процедура. Если вы уверены, что справитесь с вязанием, что у вас достаточно терпения, навыков, знаний и умений, то эта процедура не будет проблемой.
Как поменять спицы на заднем колесе горного велосипеда?
Для замены спицы (спиц) необходимо выполнить несколько шагов: снять шину, камеру и ободную ленту, чтобы достичь ниппеля, а также снять тормозной диск и/или кассету заднего колеса для прохождения спицы через ступицу. После установки важно правильно затянуть спицы, чтобы обод вернулся в исходное положение.
Сколько будет стоить починить велосипед?
Ремонт колес — от 500 до 3000 руб. Ремонт и обслуживание рукавов — от 300 до 1500 руб. Ремонт и обслуживание тележки — от 450 до 2000 руб. Чистка, тюнинг, смазка, цепи, переключатели, звезды — от 1000 руб. До 2500 руб.
Точки и способы крепления, новинки
Сегодня популярной стала J-образная головка, которая вставляется в отверстие фланца и надежно фиксируется там. Недавно появились колеса с прямыми спицами, без изгибов, однако это пока относится в основном к спортивным моделям, изменить привычки большинства не так просто.
Также активно развиваются колеса без спиц. Важную роль начинают играть карбоновые вставки, а некоторые даже переходят на литые диски, аналогичные автомобильным. Хотя такая конструкция остается очень надежной, она часто слишком тяжела и ненадежна. Кроме того, не многие помнят о боковом ветре, который с такими колесами может стать серьезной угрозой для здоровья. В целом защита корпуса от вибраций и несчастных случаев в этих ситуациях оставляет желать лучшего.
Замена нестандартных моделей также представляет собой серьезную проблему, поскольку партии маленькие, а найти что-то уникальное сложно, особенно в провинции, а их адаптация зачастую требует особых усилий.
Можно ли ездить с одной сломанной спицей?
Да, вы можете поехать домой со сломанной спицей… Велосипедные колеса — замечательная вещь, которую вы можете легко перенести, не имея нескольких спиц.
Обрыв велосипедных спиц и ремонт своими руками
Велосипедные спицы – это важные компоненты традиционных велосипедов. Они несут на себе нагрузку и передают энергию от ступицы к ободу. Регулярное техническое обслуживание и проверка колес могут выявить проблемы с спицами заранее, что делает эти процедуры необходимыми не только в случае неисправностей, но и в профилактических целях.
Виды переспицовки колес
Существует несколько типов шага колес:
- радиальный;
- кольцевая дорога;
- смешанный;
- скрученный;
- экзотика.
Радиальная шнуровка похожа на солнечные лучи и в основном используется для передних колес, поскольку они менее подвержены нагрузкам. На этом участке иглы не пересекаются между собой, что увеличивает нагрузку на каждую спицу.
Тангенциальная шнуровка отлично противостоит нагрузкам, возникающим при движении, поэтому ее часто применяют при обвязке задних колес. Усилие в этом случае обеспечивается определенным углом между фланцами и спицами.
При смешанной шнуровке центральный пучок находится на солнце, а боковые иглы пересекаются по касательной.
Этап первый. Определение подходящей длины спицы
Выбор правильной длины спиц для велосипеда – ключевой момент. Если говорить о переднем колесе, здесь все довольно просто: спицы одинаковой длины с обеих сторон. С задним колесом все сложнее из-за наличия нескольких скоростей, что усложняет процесс центрирования. Спицы имеют различные длины и углы наклона. Для определения подходящей длины существуют специальные онлайн-калькуляторы, которые помогут рассчитать необходимые параметры.
Правка «Зонта»
Есть еще такое понятие — «зонт». Послушайте, скорее всего ваш обод стоит не идеально по центру ступицы, а смещен в сторону. Это называется «зонтик». Значения этого смещения зависят от типа тормоза и конструкции рамы.
Доработать «зонтик» необходимо так же, как и восьмерку: с той же силой потянуть спицы с одной стороны и ослабить спицы с другой стороны. Только здесь, в отличие от сборки восьмерки, усилие должно не пропадать, а оставаться по всей окружности.
Советы специалистов
При настройке в начале рекомендуется завинчивать ниппели на 3,5 оборота. При исправлении деформаций используются более низкие значения — от 0,125 до 0,5 оборота. Для выправления “яйца” требуется максимальное завинчивание.
После завинчивания опор в большинстве случаев рекомендуется ослабить и соседние. Через 2-3 месяца активной езды проверьте натяжение спиц и форму колеса.
Некоторые любители велоспорта предпочитают применять аэродинамические спицы. Благодаря их удлиненному сечению хорошо видны вращательные деформации.
Пошаговая инструкция по переспицовке колеса велосипеда своими руками
Репликация велосипедного колеса выполняется в несколько этапов:
- определение конструкции и длины спиц;
- замена сломанных шатунов, выравнивание обода (при ремонте колес после аварии или падения);
- установка, первичная настройка;
- крашение и регулировка растяжения, устранение крутильных деформаций;
- снять стресс.
Для этого вам понадобятся спицевый ключ, плоская отвертка, зонт-измеритель, выпрямитель колес (штатив) и тензодатчик. Последний позволяет отслеживать и регулировать силу натяжения тяг, чтобы избежать деформации во время движения.
В перечень необходимых материалов входят втулки, комплект спиц (при замене — по количеству поврежденных), ниппели, шайбы и обода. Самый надежный и стабильный материал для опорных стержней — нержавеющая сталь, для шайб — бронза, а для кольца — алюминий. Ниппели доступны из никелированного алюминия или бронзы. Первый материал легче, но приваривается к подвижным алюминиевым колпачкам.
Длина игл подбирается с помощью онлайн-калькуляторов. Для расчета необходимо указать тип колеса и обода, длину осей ступицы, диаметр отверстия под спицу, количество и длину стержней, метод соединения и количество пересечений.
На одной стороне колеса должны использоваться спицы одинаковой длины.
Ключевая спица и первая группа
Перед тем как приступить к сборке колеса, важно обработать резьбу спиц и отверстия для них специальной жидкостью или смазкой. На заднем колесе следует смазывать только отверстия, а спицы на правой стороне, на левой стороне они свободные и могут расшататься при излишнем количестве смазки.
Первая спица, которую необходимо установить, называется ключевой. Она расположена со стороны ведущей звезды и направлена в обратную сторону от вращения, поэтому относится к хвостовому типу. Головка спицы находится снаружи фланца, а корпус внутри. Неправильное положение ключевой спицы может привести к несовпадению резьбы с другими держателями и отверстиями для угла скоса.
Ключевой элемент располагается в следующем или первом отверстии от катушки. Спицы, прилегающие к катушке, должны быть разведены для удобства доступа к ниппельной камере при накачивании колеса.
Сборка спиц на колесе разделяется на 4 группы: 2 в хвостовой части и 2 в головной. Спицы первой группы крепятся так же, как и ключевая спица. Каждая последующая спица вставляется через 1 отверстие на фланце и через 3 на ободе. Конец фиксируется ниппелем.
После завершения этапа необходимо повернуть втулку так, чтобы спицы входили в отверстия обода под прямым углом. Совпадение групп поможет избежать ошибок и неравномерных пересечений.
Далее необходимо перевернуть колесо и закрепить спицы на левом фланце. Отверстия на левом фланце должны быть сдвинуты на полшага от отверстий на правом фланце втулки.
Если шпоночный вал устанавливается в следующее отверстие после катушки, то первая спица второй группы должна быть вставлена слева от шпоночного вала как на фланце, так и на ободе. Если ключевая спица находится на расстоянии 1 отверстия от нее, то первый держатель второй группы крепится на правом фланце и на ободе между ключевой спицей и катушкой.
Вторая группа также относится к хвостовой, поэтому первые 18 спиц не перекрываются.
На данном этапе сборка выглядит следующим образом:
- на фланцах — одинаковые интервалы между спицами с обеих сторон;
- на ободе — 2 спицы через 2 отверстия.
Ключ и первая группа спиц на заднем велосипедном колесе.
Лидирующие спицы
Основные стержни, расположенные по направлению вращения, закреплены изнутри. В схеме «3 крестика» каждая игла, пропущенная изнутри, должна пройти через 3 «хвостовых» нитки, которые были прикреплены ранее. Одно из пересечений находится в области фланца, а еще два — в зоне прямой видимости между ступицей и ободом.
Между последней перекрещенной рулевой тягой и фиксируемым держателем должно быть 1 отверстие. Если конец не доходит до желаемого отверстия или недостаточно места для сжатия соски, значит, на схеме допущена ошибка.
После спиц первой группы головок процедура повторяется на другой стороне колеса.
Начальная регулировка
При установке ниппеля в круг, его необходимо вращать на 2–3 оборота для сохранения целостности резьбы на спице. Первоначальная настройка заключается в равномерном затягивании всех спиц.
На данном этапе спицы должны быть достаточно подвижными. Если в области стыка ободного профиля алюминиевый слой немного толще, чем на остальных участках, то ближайшие к этому месту спицы можно слегка ослабить на 2-3 оборота.
Основные узлы могут выступать за пределы области фланца. Чтобы избежать деформации после окончательной настройки, необходимо прижать их пальцем и затем закрутить ниппель в этом положении.
Натяжение и настройка
Для окончательной регулировки натяжения в машину устанавливают колесо. Если обод свободно перемещается в стороны, все спицы необходимо подтянуть на 1 оборот. Затяжку повторяют до тех пор, пока насадка не станет достаточно тугой.
В процессе настройки необходимо проверить 4 параметра:
- натяжение штанги;
- вертикальный ритм («эллипс», «яйцо»);
- боковой удар («восьмерка»);
- горизонтальное центрирование («зонтик»).
Кривизны необходимо корректировать по одной — например, если восьмерка стала более выраженной во время коррекции вертикального биения, вам нужно перейти непосредственно к настройке бокового биения.
Оптимальное натяжение опор на переднем колесе 900-1000 Ньютон, с правой и левой стороны заднего колеса соответственно от 1000-1100 и 600-700 Н.
Процесс натяжения спиц.
Деформации кручения спиц
По причине сопротивления при повороте ключа, стержни немного перекручиваются на резьбе, вызывая деформацию спиц. После преодоления трения мастером, сосок перекручивается, но спицы остаются искривленными. Со временем они возвращаются в исходное состояние, нарушая баланс колеса.
Чтобы избежать деформации, рекомендуется повернуть ниппель немного дальше, чем необходимо для настройки, а затем вернуть его обратно на соответствующее расстояние.
Снятие напряжений
Чтобы отрегулировать положение стержней, обода и ниппелей относительно друг друга, необходимо снять остаточные напряжения.
Сделать это можно несколькими способами:
- нажатие на кольцо круга;
- захватить и потянуть за группу из нескольких спиц;
- изгиб стержней с помощью рычага.
После регулировки колесо может немного деформироваться. В этом случае необходимо заново отрегулировать натяжение. Вам нужно повторять цикл «регулировка-регулировка» до тех пор, пока обод не перестанет скрипеть, трескаться и гнуться при снятии напряжения.
Устранение горизонтальной и вертикальной неровностей
При преобладании горизонтальной неровности («восьмерки») над смещением обода вправо (горбом) примерно на 4 спицы (когда две из них обращены к левому фланцу, а две — к правому), необходимо поднять левые соски на четверть оборота и ослабить правые на такую же величину. Если горб состоит из трех спиц: одна на левом фланце, две на правом, то первая поднимается на пол-оборота, а две другие ослабляются на ту же величину. Если это не устранило неровности, выбирается самая значительная слева и производится вытяжка в этом месте.
Вертикальные неровности, известные как эллипсы, требуют немного другого подхода. На краю находится точка, наиболее удаленная от центра, и выполняется коррекция по этой схеме. Если участок состоит из двух спиц, обе поднимаются на пол-оборота, а если из трех, то середина также поднимается на пол-оборота, а концы только на четверть оборота. Этот метод способствует увеличению жесткости колеса.
Горизонтальная неровность («восьмерка») обода велосипеда
Инструменты для замены спиц
Для замены сломанных спиц вам понадобятся: приспособление для выравнивания обода (подставка), гаечный ключ для спиц, отвертка с плоским жалом, датчик зонта, датчик натяжения (вы можете использовать его, чтобы найти и отрегулировать натяжение лучей). Вам также понадобится
сами детали велосипеда: спицы (обычно на одном колесе 36 спиц), втулки, ниппели, шайбы и обода.
Как править восьмерки на колесах и менять спицы
Среди новичков и опытных велосипедистов часто встречается мнение, что настройка восьмерки на колесе граничит с магией и не каждый может справиться с этой задачей.
Когда мой старый велосипед, весивший сто фунтов, начал испытывать проблемы с восьмеркой на колесе, пришлось что-то предпринять.
В нашем городе закрылся единственный магазин велосипедов, и я обратился за советом к друзьям, которые разбирались в ремонте и имели опыт с такими старыми моделями велосипедов.
Все сходились во мнении, что настройкой восьмерки должен заниматься специалист, иначе ситуация только ухудшится. Я не мог понять, как можно было сделать еще хуже, учитывая, что у меня уже было все очень плохо. Поэтому я решилась купить специальный ключ, изучила инструкцию в интернете и приступила к работе.
Для меня было настоящим открытием, что я смогла настроить восьмерку на колесе с первого раза. И я надеюсь, что данным материалом смогу показать другим начинающим велолюбителям, что это вполне по силам каждому. Я не претендую на звание эксперта в области велосипедов. Наоборот, я понимаю, что для сборки колес с нуля нужен опыт и талант.
Приступим. Вам, вероятно, не хватит держателя для крепления колеса, поэтому вам понадобится только спицевый ключ и немного масла для инструмента. Не пытайтесь использовать плоскогубцы для скручивания спиц — вы можете повредить края.
Причины, вызывающие деформацию колеса
Причин изгиба колеса может быть несколько:
- Это, конечно, вес велосипедиста, который день за днем нагружает колеса. Так как вес человека может быть разным, соответственно и нагрузка тоже разная.
- Резкое торможение велосипеда может вызвать нагрузку на спицы колеса.
- Даже крутые повороты на пути велосипедиста могут вызвать деформацию.
- Неровная местность, по которой едет байк, часто приводит к проблемам с колесами.
- Сильный удар или падение, скорее всего, приведет к так называемой восьмерке.
- И в итоге только ослабленные спицы не приведут ни к чему, кроме деформации колеса.
Эти проблемы не такие уж и страшные, и их можно решить, разнося колеса. Лучше, если пользователь знает сборку велосипеда и сможет справиться с ней сам, потому что никто не знает, где бы он мог решить проблему. И, конечно же, в любом сервисном центре опытные специалисты предоставят услугу по репозиционированию любого типа.
Основные виды переспицовки колес
Существует два основных типа вязания:
- Радиальное вязание.
- Вязание по кольцевой дороге.
Также существуют различные термины, которые описывают узор, образованный спицами в виде колеса:
- Смешанное вязание.
- Переплетенные спицы.
Основное различие между радиальным и скрещенным (тангенциальным) вязанием заключается в том, что радиальные лучи не пересекаются друг с другом.
Особенности радиальной спицовки
Опытные специалисты используют этот вид шнуровки в основном для передних колес. Объясняется это тем, что они меньше подвержены нагрузкам педалей и тормозов. Но, несмотря на это, колесо получает огромную нагрузку, которая направлена вертикально. Именно поэтому при радиальной шнуровке используется большое количество спиц. Механики рекомендуют оптимальное количество спиц — 32.
Такая шнуровка не очень надежна и поэтому из достоинств этого вида можно назвать только внешний вид колеса, благодаря которому оно получило название «солнышко».
Стоит отметить, что при таком способе шнуровки не играет большой роли, где головка пучка повернута. По желанию велосипедиста он может быть направлен внутрь фланцев ступицы и наружу.
Особенности тангенциального спицевания
Данная спица обладает высокой стойкостью к нагрузкам, возникающим во время эксплуатации. Однако важно учитывать, что чем шире угол между фланцами и спицей, тем надежнее колесо. Это обеспечивает равномерное распределение нагрузки и предотвращает повреждения велосипеда.
Тангенциальное крепление спиц идеально подходит для задних колес, включая дисковые тормоза. Эти колеса постоянно подвергаются нагрузке от педалей и тормозов. Одним из самых популярных и прочных вариантов является схема с тремя крестами. Ее долговечность и надежность подтверждены многолетним опытом эксплуатации и испытаний.
При использовании смешанной схемы переплетения спиц центральный луч напоминает солнечный луч по отношению к кругу, в то время как боковые лучи пересекаются.
Станок для правки и спицовки колесного недостатка велобайка своими руками
Давайте разберемся, как самому сделать выпрямитель велосипедных колес. Часто активная езда на велосипеде приводит ко многим основным дефектам. Если велосипедист едет по ровной дороге, о таких дефектах можно надолго забыть. Но что будет, если гид будет активен? Значит нужно знать и решать проблемы самому, при этом простейший правочный станок делать. Но что делать, если в вашем городе нет мастерских по таким проблемам? Выход есть всегда! Машину для правки велосипедных колес можно сделать своими руками.
Предлагаем вам сделать элементарный выпрямитель велосипедных колес самостоятельно в домашних условиях. Процесс корректировки на станке может быть огромным, но корректировки можно сделать быстрее с помощью станка. Для самостоятельной конструкции станка потребуются следующие материалы и инструменты:
- Профнастил оцинкованный до 28х27 — в размере 2 метра.
- Гайка-винт М5 — 12 шт.
- Магниты 10х1,4 мм. — в количестве 10 шт.
- Обычная линейка шириной 30 см.
Наша машина предназначена для правки велосипедных колес от 10 до 28 дюймов. Длина не имеет определенного значения, и расстояние будет выбираться по оси колеса с регулировкой правой подвижной стойки относительно левой. Чтобы закрепить правую стойку под доску разного размера, обязательно просверлите дополнительные отверстия в нижней перекладине.
Все части станка изготовлены из оцинкованного профиля. В верхней части стоек должны быть прорези для быстрой сборки колеса. Для подключения станка потребуются винты М5 с гайками в количестве 12 штук. Машину легко разобрать и собрать, можно хранить дома. К каждой линейке с помощью суперклея приклеены по пять магнитов. Монтаж на станке осуществляется при помощи двух линейок, которые закреплены на стойках с помощью магнитов. Эта конструкция машины движется свободно, а биение отслеживается в двух полостях. Первые моменты тестирования можно провести на детском велосипеде. Обычно колесо принимает идеальную форму за 20 минут. Смонтировать элементарный велосипедный выпрямитель, результат будет положительным.
Как установить и подтянуть спицы на велосипеде: рекомендации и советы
При монтаже балок важно следовать подробной инструкции:
- Первым делом необходимо смазать места соединения ниппелей на ободе.
- Обратите внимание на расположение канавок на фланце. Если они обрезаны с одной стороны, начинайте вставлять спицы с противоположной стороны, где резьба втулки должна быть обращена к мастеру.
- Начните установку девяти спиц в фланец. Между каждой спицей должна быть пустота.
- При работе с задним колесом спицы следует вставлять справа от ступицы.
- Вставьте спицу в отверстие справа от клапана на ободе и закрутите на 2 оборота.
- Отсчитайте 4 входа от первой спицы к вам и закрутите следующую спицу на 2 оборота.
- При репозиции убедитесь, что балки справа, а между ними зазор в три свободных входа.
- Остальные спицы с этой стороны устанавливаются аналогично.
- Поверните колесо и установите спицы в том же порядке.
- После установки всех спиц, регулируйте ниппели на одинаковую глубину закрутки.
Как правильно натянуть спицы на велосипеде? Главное правило – одинаковое натяжение на всех спицах, чтобы равномерно распределить нагрузку на колесо.
Для затягивания спиц используется специальный инструмент – ключ для спиц. Он позволяет регулировать ниппель, крепящий спицу к ободу, быстро исправляя искривления в любых условиях.
Какие инструменты потребуются для проведения работы?
В первую очередь, для выполнения работы вам понадобится ключ, подходящий для спиц, то есть сосков спиц. Следует помнить, что соски различаются в зависимости от размера: 3,22; 3.3; 3,45; 3,96 мм. Чтобы ключ не соскользнул и не оторвался от краев, следует выбирать инструмент абсолютно идентичного размера.
В принципе не обязательно, но для регистрации иметь:
- колесоправильный станок;
- экстензометр для лучей;
- инструмент для центрирования круга относительно втулки, который называется зонтичным измерителем.
Радиальное биение (эллипс, яйцо)
Изменение формы обода велосипедного колеса, известного как «восьмерка» или «яйцо», может быть немного сложным процессом.
- Первым шагом является снятие шины для проверки, что деформация происходит именно на ободе, а не на шине, что иногда бывает.
- Поверните велосипед вверх дном, поверните колесо и, поместив на него какой-либо предмет, отметьте мелом участок обода, который поднимает этот предмет. Попытайтесь найти центральную точку, основной радиус.
- Теперь необходимо работать в трех направлениях одновременно: начните ослаблять натяжение, начиная с центральной спицы, вытяните две соседние спицы на одинаковое количество оборотов, чтобы устранить деформацию, и потяните спицы к противоположному концу колеса, чтобы предотвратить появление «восьмерки» в другом месте. Этот процесс может показаться сложным (и он таков), но здесь важен опыт. Важно помнить, что ничего страшного не случится, и всегда можно начать заново, ослабляя натяжение, затем равномерно вытягивая все спицы.
- После того, как «восьмерка» будет устранена, необходимо «распределить» спицы, надавливая на них всем весом тела.
Собираем колесо поэтапно — методика сборки в три креста
Рассмотрим самый популярный и простой способ собрать колесо в три крестовины (собираем колесо с 36 спицами, логика сборки колеса с другим количеством спиц не будет отличаться)
- Шаг 1
В противоположных фланцах ступицы — левом и правом — по 18 спиц соответственно.
Из них в каждом фланце находится ряд из 9 внешних спиц (головки расположены внутри фланца), а внутренние — такие же 9 штук (головки спиц расположены снаружи фланца).
- Шаг 2
Сборку следует начинать с размещения одного из фланцев на краю внешнего ряда спиц.
На боковом фланце обода следует использовать более короткие спицы.
Наружная спица вставляется в произвольное отверстие на ободе и фиксируется ниппелем. Необязательно затягивать соску до упора, достаточно ее просто заправить.
Далее вставляется следующий внешний радиус (через отверстие).
- Шаг 3
После установки первой спицы нужно отсчитать от нее три отверстия на ободе, а в четвертой установить следующую спицу соответствующего внешнего ряда.
Наружные радиусы фланца должны проходить через отверстие во фланце. Получите внешний ряд, состоящий из спиц фланца.
- Шаг 4
Собираем соседний внешний ряд другого фланца втулки. Принцип сборки аналогичный. Во фланце спицы вставляются через одно отверстие, а на ободе — через три в четвертое.
Особое внимание необходимо уделить правильному расположению первой спицы нового ряда. Первая спица проходит через десять отверстий в круге относительно внешней спицы противоположного ряда.
- Шаг 5
Он получил оба внешних ряда спиц на обоих фланцах. Наберите оба ряда на внутренние спицы.
Уже на этом этапе необходимо проверить, намечено ли правильное положение зонта (выбранная сторона называется зонтиком).
При сборке необходимо различать спицы разной длины. Сделать такой зонт нужно так, чтобы край был строго по центру между ручками вилки (или машинки).
Угол наклона одного зонта может быть меньше другого.
- ШАГ 6
В свободные отверстия фланца (их тоже 9 и они расположены через одно) приклеиваем внутренние спицы.
Головка балки находится на внешней стороне полки.
Логика сборки точно такая же: спицы продеваются через три отверстия в ободе. Основная задача — правильно расположить первую балку.
Первый радиус внутреннего ряда этого фланца находится через 9 отверстий из соседнего радиуса внешнего ряда того же фланца.
Отличный способ проверить: сборка называется трехструнной, потому что внутренняя балка 3 раза пересекается с другими балками. Первый раз лидирует, второй — на половину длины балки, а третий — ближе к концу. В этом случае последний перекресток находится под лучом, через который он проходит.
- Шаг 7
Набираем внутренний ряд спиц противоположного фланца.
Задача упрощается тем, что на ободе остается всего 9 свободных отверстий.
Также находится первый луч — 9 после его внешнего соседа.
- Шаг 8
Колесо составлено, теперь его нужно протянуть и отрегулировать.
После затяжки спицы должны равномерно «натянуть» обод. Каждый в своем направлении. Если установленная спица при затяжке тянет обод вправо, следующая спица должна тянуть влево.
Чтобы натянуть спицы, натягивайте ниппели равномерно по всей окружности обода. Действовать нужно постепенно и равномерно, не заставляя ни одну из игл. Нельзя перетягивать спицы, а ослабленные нельзя оставлять.
Лучше подобрать натяжение на готовом колесе.
- Шаг 9
Как устранить радиальное биение (яйцо)
Для устранения биения по балке или яйцу необходимо провести следующие шаги. Возможно, что колесо изначально было неправильно установлено.
Для проверки истощения колеса воспользуйтесь обычным карандашом. Приложите карандаш к кромке колеса перпендикулярно плоскости концентричности на расстоянии около 10 мм. При вращении колеса вы почувствуете удары по карандашу. Если такого эффекта нет, медленно подвигайте карандаш ближе к краю, пока не почувствуете удары. Повторяйте этот процесс, пока не будет 1-2 мм промежуток между карандашом и краем.
Если обод выпуклый в определенном месте, необходимо подтянуть соответствующую спицу внутреннего или внешнего ряда (спица должна находиться под выпуклостью).
Важно равномерно затягивать спицы в зоне отклонения, чтобы не нагружать только одну спицу излишне.
Если обод изогнут в обратную сторону, спицы под кривизной обода должны быть освобождены для коррекции.
- Шаг 10
Как выправить восьмерку
Карандаш подводят к краю на расстоянии около 5 мм по направлению эксцентриситета к концу.
Там, где отклонение наибольшее, идет штрих карандаша.
Необходимо равномерно выдавить в этом месте несколько игл противоположной зоны и / или освободить иглы со стороны загиба. Не затягивайте и не ослабляйте вязальные спицы слишком сильно.
Следовательно, когда все эти области будут исправлены, колесо должно быть плоским, а спицы должны быть равномерно натянуты.
Полезный совет: всегда помните о принципе растяжения и логике сборки колеса. Растяните круг в разные стороны, потянув за спицы. Это образует колесо. Используя эту логику, легко настроить любое колесо.
Этап второй: Установка
Для правильной упаковки колес вам потребуются:
- Обод колеса;
- Вязальные спицы;
- Рукав;
- Говорил ключ;
- Отвертка.
Если вы впервые проверяете колесо, обратите внимание на то, чтобы отверстия на ободе были слегка смещены по бокам. Спицы правого фланца ступицы вставляются в смещенные отверстия вправо, а спицы левого фланца – влево. Половина спиц на каждом фланце находится на головке, а другая половина – на хвосте.
- Основные спицы указывают в направлении вращения колеса и обычно имеют синий оттенок.
- Хвостовые спицы противодействуют вращению колеса и обычно имеют красный оттенок.
Размеры велосипедных колес
Хвостовая спица должна проходить внутри фланца, вставляясь снаружи правого фланца и направленная в смещение справа от отверстия обода. Ниппель следует закрутить на несколько оборотов, чтобы спица не могла выйти. Следующая спица должна быть направлена в отверстие той же полки, а следующая – через три отверстия после первой установленной.
Затем поверните колесо так, чтобы оно оказалось перед фланцем левой ступицы. Второй набор спиц также является хвостовыми. Поверните катушку так, чтобы она оказалась сверху. Обратите внимание на первую установленную спицу: если она находится в первом отверстии после катушки, первую спицу левого фланца следует поставить слева, если первые спицы устанавливаются во второе отверстие после катушки, то первая спица левого фланца должна быть слева.
Когда все хвостовые спицы будут на месте, можно переходить к основным. Поворачиваем колесо на себя правым фланцем. Основные спицы устанавливаются изнутри фланца. Их можно вставить в любое отверстие. Затем поверните ступицу по часовой стрелке так, чтобы основная спица пересекалась с тремя задними спицами. Первые две должны проходить снаружи, а третья – изнутри. Возможно, придется немного согнуть ее для установки. Остальные основные спицы устанавливаются аналогично.
Визуальное видео:
Как правильно установить и/или подтянуть спицы на велосипеде
Как бы ни утверждали велосипедные мастера, но проблема с установкой / заменой и затяжкой спиц на велосипедном колесе — самая частая проблема при обращении клиентов в пункты обслуживания. Но для опытных велосипедистов такая статистика не вызывает удивления: тонкие спицы сильно влияют на динамику байка, качество езды и безопасность байка.
Чтобы затянуть иглы, воспользуйтесь специальным приспособлением — спицевым ключом. Детали рассматриваемого велосипеда устанавливаются и затягиваются поворотом ниппеля, при этом суть процесса — равномерное натяжение всех спиц — это служит гарантией равномерного распределения нагрузки на обод.
В общем, шнуровка велосипедных колес может производиться несколькими способами, но самые популярные и надежные — это радиальная и перекрестная. Дома опытные велосипедисты часто используют перекрещивание трех спиц, то есть спицы колеса трижды пересекаются друг с другом.
Выбор подходящих спиц для замены
Перед тем как приступить к замене спиц на велосипеде, необходимо правильно подобрать подходящие спицы. Подбор подходящих спиц играет важную роль в обеспечении надежности и долговечности колеса. Важно учитывать не только длину спиц, но и их диаметр, материал изготовления и тип головки.
Длина спиц должна быть подобрана исходя из размера обода и втулки колеса. Для правильного подбора длины спиц можно воспользоваться онлайн калькуляторами или обратиться к специалисту в магазине велосипедных запчастей.
Диаметр спиц также важен, поскольку от него зависит прочность и надежность колеса. Обычно диаметр спиц указывается в миллиметрах и может быть различным в зависимости от типа велосипеда и нагрузки, которую он будет выдерживать.
Материал изготовления спиц также играет роль. Самыми распространенными материалами являются нержавеющая сталь и алюминий. Нержавеющая сталь более прочная и долговечная, но и более тяжелая, в то время как алюминиевые спицы легче, но менее прочные.
Тип головки спицы также нужно учитывать при выборе. Существуют спицы с различными типами головок: прямые, с двойными головками, с ушками и другие. Выбор типа головки зависит от конструкции обода и втулки велосипеда.
Частые вопросы
Зачем подтягивать спицы на велосипеде?
Ваши спицы должны быть натянуты, чтобы ваше новое колесо ICAN оставалось верным, а также могло выдерживать ваш вес. Колесо, которое не выдерживает ваш вес, – не лучшее колесо. Все колеса со временем теряют натяжение спиц, поэтому следите за натяжением.
Можно ли ездить на велосипеде со сломанной спицей?
Можно ли кататься без одной, двух, трех… спиц? Да, можно, но колесо начнет потихоньку «восьмерить» и вполне возможно, вы поломаете обод. Рекомендуем в кратчайшие сроки поставить недостающие спицы.
Как должны быть натянуты спицы на велосипеде?
Рекомендуемое натяжение спиц в велосипедных колесах составляет от 80 килограммов силы (Kfg) до 230 килограммов силы. Как показывает опыт, лучше всего устанавливать натяжение настолько высоким, сколько позволяет самое слабое звено системы, которым для велосипедного колеса обычно является обод.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Перед тем как начать замену спиц на велосипеде, убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты: спицеключ, новые спицы, смазка, ключи и т.д.
СОВЕТ №2
Прежде чем начать замену, изучите подробную инструкцию и видео-руководство, чтобы понимать каждый этап процесса.
СОВЕТ №3
При замене спиц на велосипеде обратите особое внимание на правильное натяжение спиц и их крепление, чтобы избежать проблем в будущем.