В советском прошлом велосипеды “Орленок” и “Аист” были не просто транспортными средствами, а символом свободы и мобильности. Эта статья погружает в историю производства и особенности конструкции этих легендарных велосипедов, рассказывая о цене, моделях и особенностях каждой из них. Она представляет ценную информацию для всех, кто интересуется историей велосипедостроения в СССР и хочет узнать больше о культовых моделях того времени.
От советских «раскладушек» к трековым моделям
Многие до сих пор хранят в гараже велосипеды 80-х и 90-х годов. Заботливые владельцы, подтянув и немного подкрутив детали, сегодня с любовью относятся к своим двухколесным компаньонам.
Помимо традиционной модели, предназначенной для городского катания, в бывшем СССР производились складные “ракушки” с двадцатидюймовыми колесами. Их удобно перевозить в общественном транспорте или в багажнике автомобиля, благодаря своей компактности они занимают минимум места.
В настоящее время компания по-прежнему выпускает складные модели, но с существенными улучшениями. Поэтому современные велосипеды мало похожи на советские аналоги. Современная рама изготовлена из особо прочной стали. В комплект входят держатель для велосипеда, насос, звонок и подножка для удобной парковки. Количество скоростей в различных моделях может достигать семи.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что велосипеды Орленок СССР, в частности складные модели Кама и Аист, остаются популярными среди коллекционеров и любителей винтажной техники. Их уникальный дизайн, прочность и надежность делают их востребованными предметами среди ценителей ретро велосипедов. Кама и Аист отличались не только своей функциональностью, но и символизировали эпоху советского производства, что придает им особое историческое значение. В современном мире эти велосипеды стали не только объектами коллекционирования, но и популярным средством передвижения в городской среде, сочетая в себе надежность и стиль.
Где найти оригинал в наши дни?
Настоящую модель Stork не найти в обычном магазине спорттоваров. Такой редкий продукт найти сложно, ведь он был произведен более полувека назад. За этот период в нормальных условиях эксплуатации уцелело немногое.
Однако некоторые модели или запчасти все же можно найти на барахолках или в предложениях в Интернете. Часто они находятся в непригодном для использования состоянии, требуют обязательного капитального ремонта и восстановления, но эту проблему можно решить.
Вы сможете найти специалистов и передать драгоценную реликвию в руки профессионалов, которые восстановят и возродят упавшие в прах изделия.
Характеристика | Велосипед “Кама” | Велосипед “Аист” |
---|---|---|
Годы выпуска | 1970-е – 1990-е | Середина 1980-х – начало 1990-х |
Производитель | Ижевский мотозавод | Минский завод велосипедов |
Тип | Складной | Складной |
Рама | Стальная | Стальная |
Колеса | 20 дюймов | 20 дюймов |
Скорости | 1 | 1 |
Тормоза | Ручные барабанные | Ручные барабанные |
Вес | 10 кг | 11 кг |
Интересные факты
-
Самый массовый советский велосипед. Велосипед “Орленок” был самым продаваемым в СССР, его произвели более 60 миллионов штук.
-
Секрет складной рамы. Конструкция складной рамы “Орленка” была разработана советским инженером Владимиром Петровичем Луговым, и она до сих пор является одной из самых надежных и удобных систем.
-
“Кама” и “Аист” — вариации “Орленка”. “Кама” и “Аист” были производными моделями “Орленка” с незначительными отличиями. “Кама” выпускалась в Ижевске, а “Аист” — в Харькове.
Школьник. ГАЗ
«Школьник». Торговая марка велосипедного завода в Нижнем Новгороде, входящего в группу предприятий ГАЗ. Велосипеды «Школьник» были созданы специально для учеников (что подтверждается самим названием) и выпускались с 1956 по 1996 год. Само производство велосипедов на заводе началось в 1940 году.
Старт-шоссе. ХВЗ
Велосипед 155-411 «Старт-Шоссе» изготовлен по заказу Федерации велоспорта СССР на базе Харьковского велосипедного завода им. В.И. Петровского.
Годы выпуска: 1976-1979 и 1981-1986.
Салют. ПМЗ
Велосипед “Салют” – икона советской велосипедной промышленности. Этот велосипед с двумя колесами складывается на две части, что значительно облегчает его переноску и делает его отличным выбором для туризма. Дизайн этого велосипеда напоминает “Каму”, но основное различие заключается в увеличенных колесах “Салюта”.
Орлёнок. ШВМЗ (в дамском исполнении)
«Орленок». Аналог горьковского «Школьника», выпускаемый только Минским моторвелосипедным заводом, а позже и Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ).
Классификация и характеристики
За шестьдесят восемь лет истории велосипедов произошли значительные изменения: материалы и конструкция рамы, размеры колес и другие характеристики. Помимо традиционных моделей, появились и новые варианты:
- Городской велосипед с элегантным дизайном, колеса от 24 до 28 дюймов, оснащенный задним барабанным тормозом. Легкий и идеально подходит для городских дорог;
- Трековый велосипед, предназначенный для спортивных соревнований на треке. Отличается особым дизайном, например, специальной рулевой конструкцией. Включает в себя жесткую вилку, задний педальный тормоз, и алюминиевую раму;
- Горный велосипед для кросс-кантри и бездорожья. Идеальный выбор для любителей экстремального спорта, с возможностью выбора скоростей. Оборудован амортизационной вилкой для комфортного передвижения по лесу или горам;
- Трехколесный грузовой велосипед, обеспечивающий стабильность и удобство при перевозке тяжелых грузов. В комплекте поставляется просторная корзина;
- Детские модели, привлекательные для младших пользователей и не уступающие по характеристикам европейским аналогам.
Запасные части для всех вышеперечисленных категорий велосипедов доступны на официальном сайте компании “АИСТ” или у авторизованных дилеров в различных городах.
AIST сегодня
Сегодня компания по-прежнему занимается производством велосипедов. Минский завод поставляет на рынок множество моделей для различных стилей вождения, в том числе горного, шоссейного, трекового и других. Он успешно сотрудничает с итальянскими дизайнерами и азиатскими велосипедными заводами. В общем, от предыдущего байка осталось только название бренда, да и то оно написано на латыни.
В 2013 году компания выступила спонсором крупнейших белорусских соревнований. Кроме того, на байках этой марки выступали именитые гонщики национальной сборной. Это говорит о том, что компания успешно развивается и имеет большой вес в белорусской велосипедной индустрии.
Что касается современной продукции, то ассортимент достаточно большой. Например, Mountain Stork 680-Disk. Это хорошая модель для новичков. Этот байк оснащен амортизационной вилкой, трансмиссией Shimano начального уровня и механическими дисковыми тормозами. Рама сделана из алюминия. Кроме того, в комплект входит стальная подставка для ног. Стоит такой байк не более 17 тысяч рублей. Это очень хорошая цена по сравнению с европейскими конкурентами.
В ассортименте также детские велосипеды. Модель Pluto 20 подходит для детей до 8 лет. За руль этого байка можно садиться с 5 лет, а если позволяет рост, то и раньше. Вспомогательные колеса помогут и научат вашего ребенка держать равновесие. Кроме того, байк оснащен зеркалом, звонком и отражателями.
Аист Плутон 20
Технические характеристики
- Рама велосипеда имеет длину 1000 мм;
- Диаметр колес составляет 40-406 мм;
- Сиденье выполнено из мягкого материала без пружин;
- Вес приблизительно 15 кг;
- В сложенном состоянии размеры составляют 790х750х290.
Замки на сиденье, руле и других деталях выполнены в виде быстросъемных зажимов, что значительно упростило использование велосипеда.
Дополнительное оборудование было весьма обширным, включая:
- Багажник,
- Насос,
- Крышу с пружинной опорой;
- Отражатели,
- Отсек для хранения с аптечкой для велосипеда,
- Подробная инструкция.
Эти характеристики сделали велосипед “Аист” исключительно удобным и выдающимся. Возможно, благодаря этим особенностям он был популярен в свое время. Велосипед оснащен дорожными покрышками, что позволяло комфортно передвигаться по неровной местности. Есть ножные тормоза и задние барабанные тормоза.
Тюнинг байка Аист
Владелец транспортного средства решает, как сделать его уникальным и комфортным для себя. Преобразования могут быть направлены на улучшение функциональных качеств или внешнего вида:
- освещение велосипеда, чаще всего светодиод устанавливается на отдельные элементы. Удовольствие дороже: включить / выключить автоматический свет;
- модернизация аксессуаров и других компонентов, включая трансмиссию, шины, тормоза, руль, седло и многое другое.
Другие незначительные изменения — это добавление велосипедного фонарика, специальной сумки, бутылки и других компонентов для удобства использования.
- Советский велосипед «Салют» — один из символов нашей истории велосипедостроения. Читать…
- Велосипеды HVZ: проверенные временем и потребителями www.velosipedinfo.ru/velosipedyi-hvz-ispyitannyie-vremenem-i-potrebitorsami
- Мини-складные велосипеды для мужчин и женщин.
Кама. ПМЗ
«Кама». Торговая марка Пермского машиностроительного завода (ПМЗ), который в последствии известен как «Велта», а сегодня представлен под брендом «Форвард», является прямым наследником Камы. Завод функционировал с 1939 по 2006 год.
Урал. ПВЗ
Урал. Еще одна марка Пермского машиностроительного завода (ПМЗ). Но если «Кама» был складным велосипедом, то «Урал» был чуть ли не вершиной советского велостроения, тяжелым шоссейным велосипедом.
Спутник. ХВЗ
«Спутниковое».
Велосипед для взрослых
, производился ограниченное время – с 1964 по 1968 год – на Харьковском велосипедном заводе.
Где найти советский «Аист» сегодня
Настоящий «Аист» в магазине сегодня не купить. Найти оригинальный байк очень сложно, так как пик производства пришелся на почти 50 лет назад. И за этот период несколько великих выжили бы в достойных условиях. Однако некоторые модели все же можно встретить на барахолках и в интернет-рекламе. Большинство из них требует капитального ремонта или перестройки.
Эту проблему можно решить как самостоятельно, так и передать раритет профессионалам. Многие будут рады оживить настоящую легенду советской эпохи. Восстановленные аисты выглядят очень современно и свежо на фоне современных байков.
Восстановленный аист
Турист. ХВЗ
«Путешественники». Бренд Харьковского велосипедного завода. Завод был учрежден в 1923 году и продолжает свою деятельность, выпуская велосипеды под марками «Украина», «Тигр», «Юниор» и другими.
История создания велосипедов Орленок СССР
Велосипеды Орленок, выпускавшиеся в Советском Союзе, были популярными среди детей и взрослых. Они были разработаны и производились на заводах Кама и Аист, которые специализировались на производстве велосипедов.
Первые модели велосипедов Орленок появились в середине 20 века и были предназначены в основном для детей. Они были компактными, легкими и надежными, что делало их идеальным выбором для первых покатушек. Позже были разработаны модели для взрослых, которые также пользовались популярностью благодаря своей прочности и доступной цене.
Велосипеды Орленок были известны своей складной конструкцией, что делало их удобными для транспортировки и хранения. Эта особенность позволяла владельцам велосипедов легко брать их с собой в поездки или хранить в небольших квартирах.
Со временем велосипеды Орленок стали не только средством передвижения, но и частью культуры и наследия Советского Союза. Их дизайн и функциональность продолжают вдохновлять производителей велосипедов по всему миру до сегодняшнего дня.
Частые вопросы
Сколько стоит велосипед Кама СССР?
13 890 руб . Сборка и настройка – бесплатно! Легендарный советский складной велосипед КАМА вернулся!
Какие марки велосипедов были в СССР?
“Турист” Легкодорожный велосипед для туристических и прогулочных поездок.“Аист” Велосипед – легенда! … “Тахион” Спортивный велосипед лимитированного производства! … “ЗИЧ – 1” Шедевр среди велосипедов! … “Спутник” … “Школьник” … “Москва – 80” … “Орленок”Ещё
Где производят велосипеды аист?
Сейчас AIST – технический партнер национальной команды Беларуси по велосипедному спорту. Как и много лет назад, велосипеды AIST производятся на заводе в Минске. Экспорт «Аистов» начался в 1963 году, сейчас их можно купить в 7 странах: Беларуси, Казахстане, Киргизии, Молдове, России, Украине и Финляндии.
Сколько стоил велосипед Орлёнок в СССР?
При советской зарплате 148 рублей (рассчитано на 1979 год), двухколесный агрегат стоил 45 рублей, что в переводе на современные деньги – это около 20 000 рублей.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При покупке велосипеда Орленок СССР обратите внимание на состояние рамы, вилки и колес. Удостоверьтесь, что нет трещин, сколов или других повреждений, которые могут повлиять на безопасность езды.
СОВЕТ №2
Перед первой поездкой на велосипеде Орленок СССР, проверьте работу тормозов, корректность настроек скоростей и надежность крепления всех элементов. Это поможет избежать неприятностей на дороге.
СОВЕТ №3
Для увеличения срока службы велосипеда Орленок СССР, регулярно смазывайте цепь, проверяйте давление в шинах и следите за состоянием педалей. Это поможет избежать износа и поломок.