Вступление:
Новые правила для велосипедистов вступили в силу, устанавливая четкие рамки разрешенных мест для катания и возрастные ограничения. Эта статья предоставляет важную информацию о том, где и как можно двигаться на велосипеде, подчеркивая необходимость соблюдения правил дорожного движения для обеспечения безопасности как самого велосипедиста, так и окружающих.
Велосипед – это транспортное средство?
Да, велосипед, по своей сути, представляет собой средство передвижения, но не является механическим транспортным средством, так как он не оснащен двигателем.
Однако здесь есть нюансы. Мотоцикл, например, движется благодаря мотору. Чтобы сохранить статус “велосипеда” и не быть классифицированным как механическое транспортное средство, согласно ПДД 2021 года, двигатель на нем должен соответствовать следующим требованиям:
- Должен быть электрическим двигателем;
- Мощность не должна превышать 0,25 кВт (~ 0,34 л.с.);
- Должен автоматически отключаться при скорости 25 км/ч и выше.
Водитель велосипеда также считается водителем в соответствии с определением: любое лицо, управляющее транспортным средством.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что новые правила для велосипедистов, определяющие места для катания, способствуют безопасности и комфорту всех участников дорожного движения. Они подчеркивают важность разграничения велосипедных дорожек, пешеходных зон и автомобильных трасс. По мнению специалистов, специально оборудованные велосипедные дорожки в парках, лесопарках и велопарках создают благоприятные условия для катания, а также способствуют развитию культуры велосипедной езды. Эксперты призывают власти городов и общественные организации активно содействовать созданию и поддержанию инфраструктуры для велосипедистов, чтобы сделать города более дружелюбными к двухколесным транспортным средствам.
Где можно ездить?
Это довольно сложная и условная тонкость. Дело в том, что для велосипедистов согласно Регламенту разрешено до 7 различных формальных зон движения, в зависимости от возраста и организации движения на том или ином участке.
Поэтому мы сначала предлагаем вам выяснить, куда вы можете обратиться конкретно в вашем случае, интерактивно ответив на несколько простых вопросов.
Место | Разрешено кататься | Дополнительные условия |
---|---|---|
Тротуары | Нет | |
Проезжая часть | Да | При отсутствии велодорожек или невозможности движения по ним. Допускается движение по обочине. |
Велосипедные дорожки | Да | |
Пешеходные зоны | Нет | |
Парки и скверы | Да | При наличии специально отведенных дорожек или отсутствии запрещающих знаков. |
Лесопарки и лесные массивы | Да | Только по специально оборудованным трассам или дорожкам. |
Где мне можно ездить? Быстрый тест
Сколько вам лет? Меньше 7, 7-14 лет, больше 14 лет? Вы несете ребенка младше 7 лет или сопровождаете ребенка младше 14 лет? Да Нет Есть ли на этом участке дороги велосипедная дорожка, велосипедная дорожка или полоса для велосипедистов и можно ли по ней ехать? Да Нет Есть ли на этом участке дороги проезжая часть, по которой можно переходить по правому краю, крутите ли вы педали за пределами велосипедной колонны, а ширина вашего велосипеда не превышает 1 метра? Да, все условия соблюдены Как минимум 1 условие не встречено Есть ли на этом участке дороги обочина и можно ли по ней ехать? Да Нет Можно ездить на велосипеде по велосипедным дорожкам, тротуарам, пешеходной зоне по вашему выбору. Повторная прогулка Вы можете ездить на велосипеде по велосипедным дорожкам, велосипедным дорожкам, тротуарам, тротуарам, пешеходным зонам по вашему выбору. Повторный проезд Можно передвигаться только по тротуарам и пешеходным зонам. Возьмите его снова. Вы должны следовать по велосипедной дорожке, велосипедной дорожке или велосипедной дорожке. Снова проехать, нужно ехать по правому краю проезжей части. При этом нельзя повернуть налево и развернуться, если в вашем направлении более одной полосы движения или есть трамвайные пути. Пройдите еще раз. Вы должны двигаться по обочине дороги, не мешая пешеходам, а также при создании таких помех или опасности для движения пешеходов во время спуска. Обгон. Можно двигаться по тротуарам или в пешеходной зоне, не мешая пешеходам, и когда такое препятствие или опасность создается для движения пешеходов во время спуска. Снова переключиться
Давайте теперь посмотрим, где можно ездить на велосипеде в зависимости от вашего возраста.
Старше 14 лет
- На велосипедных дорожках и велосипедных дорожках или, в любом случае, на велосипедной дорожке по вашему выбору, если таковая имеется,
- по правой стороне проезжей части:
- если вышеперечисленных зон нет или по тем или иным (объективным) причинам невозможно проехать по ним,
- если ширина вашего велосипеда больше 1 м (даже с грузом),
- если вы едете в велосипедной колонне,
- на обочине дороги, если нет специальных маршрутов или полос для велосипедистов, а движение по правому краю проезжей части невозможно или невозможно (обратите внимание, сторона дороги не является проезжей частью); при этом нельзя мешать пешеходам (они имеют преимущество на обочине дороги),
- на тротуаре или пешеходной зоне, если все вышеперечисленное отсутствует или по ней невозможно проехать — то есть данная статья позволяет проезжать по пешеходным паркам, аллеям и т д .; или если вы перевозите ребенка младше 7 лет или едете с велосипедистом младше 14 лет (п. 24.2 Правил).
Полоса для велосипедистов отделена от остальной дороги сплошной линией и обозначена следующими знаками:
И / или с этим знаком:
От 7 до 14 лет
- По велосипедным дорожкам
- По велосипедным дорожкам,
- По тротуару,
- По проезжей части,
- По пешеходной зоне.
Выберите один из предложенных вариантов.
Младше 7 лет
- На велосипедных дорожках
- на тротуаре,
- на пешеходной зоне.
Любой из вышеперечисленных.
Интересные факты
- Вводиться понятие велодорожки.Согласно новым правилам, вдоль дорог разрешается проектировать специальные дорожки для велосипедистов. Ранее таких понятий в законодательстве РФ не было.
- Велосипедистам старше 14 лет запрещается ездить по тротуарам.Однако им разрешено ездить по обочине или по краю проезжей части при отсутствии велосипедной дорожки или соответствующего разрешения.
- Устанавливается система приоритетов движения велосипедистов.Автомобили должны уступать дорогу велосипедистам на пешеходных переходах и при повороте направо, если велосипедисты движутся прямо.
Рейтинг самых популярных вело-нарушений
- Управление педалями на пешеходном переходе. Поддержите тех, кто следует этому правилу.
- Движение по проезжей части в левом или среднем ряду. Соблюдайте это только при необходимости.
- Катание по тротуару или пешеходной зоне с большим скоплением пешеходов. Это особенно важно для новичков на велосипеде, а также для любителей выездов на выходные.
- Поворот налево не с правого края проезжей части. Это серьезное нарушение, даже если позади нет других машин.
- Проезд на красный свет на перекрестках, блокирование пешеходов на перекрестке. Первое иногда случается, второе стараемся избегать.
- Не забывайте использовать указатели поворота. Я всегда сигнализирую в городе, даже если сомневаюсь в их понимании другими участниками движения.
- Встречное движение машинам. Это характерно для велоспорта, но особенно опасно для велосипедистов, движущихся в противоположном направлении.
- Управление велосипедом в нетрезвом состоянии. Не стоит рисковать, я сам несколько раз катался немного пьяным.
Где мне нужно спешиваться?
Есть ряд областей, которые необходимо разобрать, но есть несколько:
- при переходе пешеходного перехода, если вы рассчитываете на то, что водители будут обязаны уступить вам дорогу (они обязаны уступать дорогу только пешеходам (п. 24.8 ПДД), а в случае аварии — вина ляжет на вас),
- в пешеходных зонах (парках), на пешеходных дорожках, тротуарах или тротуарах, если только вы мешаете пешеходам или находитесь в опасности (п. 24.6 ПДД).
На каком расстоянии должны держаться от меня водители машин?
Естественно. К сожалению, в ПДД 2021 года не установлены конкретные параметры для бокового интервала и расстояния.
Ранее предпринимались попытки внести изменения, включив в закон пункт, требующий от водителей соблюдать боковое расстояние от велосипедистов не менее 1 метра, однако это предложение так и не было утверждено.
В настоящее время безопасность дистанции и интервала оценивается по факту аварии, что означает, что расстояния считаются безопасными до наступления чрезвычайной ситуации.
Как начать обучение катанию на двухколесном велосипеде?
Среди разных групп родителей разгораются дискуссии на тему, как научить ребенка ездить на двухколесном велосипеде: использовать ли подвесные колеса?
Мера безопасности в виде двух дополнительных колес имеет следующие преимущества:
- помогают избежать падений;
- благодаря регулировке углов установки колес обучение проходит постепенно;
- ограничивает максимальную скорость велосипеда.
Недостатки:
- однозначно замедляет процесс обучения, так как молодой водитель попадает в искусственные ограничения;
- ребенок приобретает навыки, которые не понадобятся в будущем;
- рационально использовать на ровной поверхности, иначе будет мешать.
Если ответ на вопрос «Нужен ли ребенку велосипед?» Ответ однозначно положительный, поэтому нет ясности относительно необходимости предохранительных колес. Совершенно глупо дойти до этой стадии, если ребенку меньше пяти лет. Вам нужно самостоятельно оценить ловкость ребенка: если вы уверены в его силах, страховка будет мешать, как костыли. В любом случае, большинство детских велосипедов оснащены откидными колесами, которые легко устанавливать и снимать.
Можно ли ездить по автобусной полосе?
Возможно вам будет интересно узнать, что дорожный знак 5.11 также предназначен для велосипедистов:
Дорожный знак 5.14 – «Полоса для маршрутных транспортных средств», обозначает специально выделенную полосу, по которой движутся автомобили, велосипедисты, школьные автобусы и пассажирские такси, следуя маршруту вместе с общим потоком транспортных средств.
Должен ли я пропускать машины, поворачивающие направо?
Согласно правилам дорожного движения, в большинстве дорожных ситуаций вы обязаны двигаться по правой стороне проезжей части. То есть быть справа от всех машин. Но многие велосипедисты неоднократно сталкивались с ситуацией, когда с правой полосы только направо (для машин), а нужно ехать прямо.
В случае поворота направо правила дорожного движения четко предписывают водителям уступать дорогу велосипедистам справа от них и двигаться прямо.
13.1. При повороте налево или направо водитель должен уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть, на которую он поворачивает.
Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?
В общем, велосипедисты имеют равные права с пешеходами на использование тротуаров в соответствии с правилами дорожного движения. В случае отсутствия тротуаров или других пешеходных зон на участке или невозможности их использования, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке. Кроме того, они вправе двигаться, занимая всю ширину нескольких человек, и, к сожалению, не обязаны уступать дорогу велосипедистам.
В случае отсутствия тротуаров, пешеходных дорожек, велосипедных дорожек или набережных, а также при невозможности использования этих мест, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти по краю проезжей части (на дорогах с полосой — по внешнему краю проезжей части).
Что это означает, если тротуар недоступен? Невозможность использования должна быть объективной. Например, просто неприглядная или грязная поверхность не делает движение невозможным, хотя затрудняет его. Даже наличие большого количества людей не является причиной для занятия велосипедной дорожки.
Как правильно настроить велосипед ребенку?
После покупки транспортного средства не рекомендуется сразу его использовать. У каждого пассажира есть индивидуальные особенности, особенно если за рулем находится ребенок.
Регламент обычно включает:
- Седло;
- Руль;
- Тормоза;
- Обмен;
- Амортизация.
Седло должно быть устойчивым и низким, чтобы ребенок мог дотянуться до руля и педалей, это называется методом пятки. Оптимальным углом наклона сиденья считается тот, который соответствует положению автомобиля.
Это помогает пассажиру безопасно сидеть в седле и не катиться, сразу почувствуете неправильную регулировку: боль в конечностях и животе; неприятные ощущения в промежности; сильное напряжение в руках.
При этих симптомах рекомендуется продолжать регулировку до тех пор, пока вождение не станет приятным и комфортным.
Рулевое колесо выровнено по высоте, все болты и гайки надежно затянуты, чтобы предотвратить травмы во время вождения. Вертикальный угол руля направления должен составлять от 60 до 90 градусов. Оптимальное соотношение высоты при формировании прямой линии из положения рук, рук и плеч.
Также желательно проверить работоспособность тормозных колодок и тормозных рычагов. Все детали должны быть целы.
Если на автомобиле установлена коробка передач (механизм переключения передач), рекомендуется проверить ее работоспособность и обслуживание. Настройка демпфирования должна соответствовать весу водителя.
Должен ли я надевать светоотражающий жилет и когда?
Обязательное требование. С момента появления светоотражающих жилетов или накидок 18 марта 2018 года, они вызвали значительный резонанс. Мало кто задумывался о том, что велосипедисты также должны следовать этим правилам.
Обязанность носить жилеты установлена в п. 2.3.4 ПДД и распространяется на всех водителей, включая велосипедистов, а не только на водителей механических транспортных средств, таких как легковые автомобили.
Кроме того, согласно параграфу 24.10, велосипедистам рекомендуется использовать светоотражающие элементы при движении в условиях недостаточной видимости, таких как темнота, дождь или туман.
Следовательно, в случае вынужденной остановки или аварии, велосипедисты обязаны носить светоотражающую одежду, соответствующую стандартам ГОСТа, когда они находятся на улице или на обочине дороги в ночное время за городом.
Если нет с собой жилетки
Как видите, лазейка проста: просто сверните с дороги и отойдите в сторону. Обратите внимание, вы также должны спускаться с обочины дороги.
Должен ли я пользоваться световыми приборами?
В соответствии с пунктом 19.1 ПДД, велосипед обязан быть оснащен фонарем или фарой, которые необходимо включать в темное время суток или при ограниченной видимости, такой как туман или дождь.
Тем не менее, в течение дня на велосипеде должны быть следующие элементы:
- белый фонарь или отражатель,
- красный задний прожектор или фонарь,
- светоотражатели красного или оранжевого цвета с обеих сторон велосипеда.
Отсутствие указанных элементов влечет за собой наложение штрафа.
Какие штрафы для велосипедистов?
Их всего два. Велосипедисты не могут нести ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях так же, как водители. И тому есть 2 причины:
- дело в том, что Кодекс об административных правонарушениях отличается от правил дорожного движения в понимании транспортных средств — первый предусматривает для этого понятия только автотранспортные средства с мощностью двигателя намного выше 0,25 кВт — то есть велосипед по Кодексу об административных правонарушениях. Правонарушения это не транспортное средство, только в соответствии с дорожным кодексом;
- во-первых, есть частная статья КоАП для велосипедистов, а в ней всего 2 части: одна (часть 2 статьи 12.29) предусматривает штраф в размере 800 рублей за любое нарушение Правил велосипедистом; вторая — часть 3 той же статьи — штраф в размере 1500 рублей за нарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения.
Особенность этих статей означает, что даже если вы совершили нарушение, за которое вы можете быть привлечены к ответственности с наложением более высокого штрафа, одна из вышеперечисленных статей все равно должна применяться, поскольку они относятся конкретно к велосипедистам.
Штрафы для велосипедистов и частые ошибки
Давайте обсудим, как избежать поездок на велосипеде.
Пьяный на велосипеде
Велосипед — это также тип транспортного средства, которое может представлять опасность для окружающих, и человек в седле является водителем. Соответственно, если вы появитесь на нем в состоянии алкогольного опьянения, это будет считаться нарушением статьи 2.7 ПДД, которая прямо запрещает управление любым транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Также нельзя передавать управление пьяным. В этом случае ответственность также несет владелец велосипеда.
Когда эксплуатация велосипеда запрещена?
Велосипедистам запрещено переезжать дорогу через пешеходный переход на велосипеде. Пешеходный переход предназначен исключительно для пешеходов, поэтому велосипедисту, желающему пересечь дорогу через пешеходный переход, необходимо спешить и перейти пешком вместе со своим велосипедом. Это правило особенно важно на участках без светофора.
Это ограничение в первую очередь направлено на обеспечение безопасности велосипедиста, поскольку велосипед не может быстро остановиться, как человек. Кроме того, обычно велосипед движется быстрее пешехода, что увеличивает риск не заметить приближающийся автомобиль.
Также важно помнить, что нельзя управлять мотоциклом с неисправными или отсутствующими тормозами. Некоторые молодые люди снимают «лишние и тяжелые» тормоза, что противоречит требованиям Правил дорожного движения, предписывающим исправность тормозной системы (статья 2.3.1).
Согласно пункту 6 «Основных положений о допуске к использованию транспортного средства», запрещается кататься на велосипеде при неисправном рулевом колесе, отсутствии звукового сигнала, а также отсутствии передних, задних и боковых отражателей для безопасного движения в ночное время.
Если движение велосипедиста представляет угрозу для других участников дорожного движения или создает опасность для пешеходов, он должен спешить и продолжить движение, переходя на режим пешехода.
Может ли велосипед идти на обгон?
Велосипедист может обгонять другие транспортные средства, но имеет право делать это только в соответствии со статьей 11 CPR, которая регулирует безопасный обгон. Вы можете обогнать другие автомобили, если:
- Велосипедист уверен, что дорога впереди свободна и не создает опасности для других транспортных средств;
- Обгон с левой стороны;
Велосипедисту запрещается обгон, если:
- Идущий впереди автомобиль начинает сам себя обгонять или объезжает препятствие;
- Автомобиль поворачивает налево или только что активировал левый указатель поворота;
- Невозможно безопасно вернуться в переулок.
Запрещается обгон на пешеходных переходах, железнодорожных переездах и в пределах ста метров от них, на мостах и под ними, туннелях, регулируемых и нерегулируемых переходах, если велосипедист не движется по главной дороге, а также в местах с плохой видимостью.
Как перевозить на велосипеде ребенка
Для безопасного перевоза ребенка на велосипеде существуют два варианта:
- Использование специального сиденья с ремнями безопасности и ручкой, предоставляемого производителем;
- Наличие подставки для прицепа или коляски, где можно комфортно разместить малыша.
Важно помнить, что абсолютно запрещено перевозить детей на самодельных конструкциях, багажнике, сиденье или коляске.
Штраф за нарушение ПДД велосипедистом
Велосипедист может быть оштрафован:
- За управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения в соответствии с пунктом 3 статьи 12.29 КоАП РФ — от 1000 до 1500 рублей.;
- Нарушение правил дорожного движения в соответствии с пунктом 2 статьи 12.29 КоАП РФ — 800 рублей.;
- Препятствие другим участникам дорожного движения в соответствии с пунктом 1 статьи 12.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — 1 000 руб.
- Вред здоровью человека в соответствии с пунктом 2 статьи 12.30 КоАП РФ — от 1000 до 1500 рублей.
- Разговор по мобильному телефону за рулем в соответствии со статьей 12.36 КоАП РФ — 1500 руб.
Можно ли ездить пьяным?
Нет, это абсолютно запрещено для всех водителей, будь то велосипедисты или автомобилисты. Это нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения:
2.7. Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или другого), под воздействием препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в состоянии болезни или усталости, представляющем угрозу безопасности дорожного движения….
Согласно действующим правилам 2021 года инспектор ГИБДД обязан преследовать нетрезвого велосипедиста, а также проводить осмотр водителей механических транспортных средств, так как состояние алкогольного опьянения должно быть установлено.
Могут ли лишить автомобильных прав пьяного велосипедиста?
Нет. Выше мы уже указывали, что для велосипедистов есть частные статьи КоАП с соответствующими санкциями. Таким образом, за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения велосипедиста можно привлечь по ч. 3 ст. 12.29 за 1500 рублей, но не лишить его права управления автомобилем.
Также не требуется передавать права сотруднику ГАИ во время езды на велосипеде. Кстати, по поводу общения велосипедиста с ГИБДД…
Правила дорожного движения для велосипедов
Придерживайтесь правил дорожного движения на велосипеде. Первоначальное впечатление от текста Правил дорожного движения может создать впечатление, что все указания для велосипедистов содержатся исключительно в разделе 24 под заголовком «24. Дополнительные требования к передвижению велосипедистов и водителей мопедов». Однако на самом деле ситуация несколько иная.
В Правилах дорожного движения предусмотрены различные категории участников дорожного движения, к которым применяются соответствующие пункты правил. Сюда входят автомобили, мотоциклы и велосипеды. Велосипед без двигателя не относится к механизированным транспортным средствам, однако все нормы, касающиеся участников движения и транспортных средств, также распространяются на велосипедистов.
Обратите внимание! Правила, касающиеся пешеходов, не распространяются на велосипедистов, а относятся только к мотоциклистам.
Следовательно, на велосипедистов распространяется большинство норм дорожного движения, включая специальный раздел 24. В данной статье не будут рассматриваться и разъясняться все правила дорожного движения для велосипедистов. Читатель, заинтересованный в этой теме, может сделать это самостоятельно. Мы остановимся лишь на тех моментах, которые чаще всего нарушаются велосипедистами.
Техническое состояние велосипеда
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.1. Перед отъездом проверьте, а во время поездки убедитесь, что транспортное средство находится в хорошем техническом состоянии, в соответствии с основными положениями о допуске транспортных средств к эксплуатации и обязанностями сотрудников службы безопасности дорожного движения (далее основные положения).
запрещается движение при неисправности исправной тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), выключенных фар (отсутствующих) и задних фонарей в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, стеклоочистителя что не работает на стороне водителя в дождь или снег.
Следовательно, правила дорожного движения запрещают движение велосипеда с неисправностями в системе рабочего тормоза или в рулевом управлении. И дело не только в езде на велосипеде со сломанным рулем или тормозами.
Есть восторженные велосипедисты, стремящиеся уменьшить вес своего велосипеда всеми способами. Сюда входит снятие тормозов и других элементов конструкции. Наказание за такое нарушение предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях и будет обсуждаться в конце статьи.
Алкогольное опьянение велосипедиста
В соответствии с пунктом 2.7 Правил дорожного движения запрещается управлять велосипедом в состоянии алкогольного опьянения, а также передавать управление лицам, находящимся в нетрезвом состоянии.
Например, если человек в нетрезвом состоянии просит взять у него велосипед, чтобы съездить в ближайший магазин “за необходимым”, необходимо настоятельно отказать в такой просьбе.
Сигналы поворота
8.1. Перед началом движения, смены полосы движения, поворота (поворота) и остановки водитель обязан подать сигналы указателями поворота соответствующего направления, а в случае их отсутствия или неисправности — рукой. Во время выполнения маневра не должно быть опасности для движения, а также помех другим участникам дорожного движения.
Сигнал левого поворота (поворота) соответствует вытянутой в сторону левой руке или вытянутой в сторону правой руке, согнутой в локте под прямым углом вверх. Правый указатель поворота соответствует вытянутой в сторону правой руке или вытянутой в сторону левой руке, согнутой в локте под прямым углом вверх. Тормозной сигнал подается поднятием левой или правой руки.
Велосипедист должен подавать сигналы поворота перед движением, сменой полосы движения, поворотом и остановкой. Поскольку велосипеды не оборудованы поворотниками, сигналы необходимо подавать вручную. Вытянутая в сторону левая рука соответствует указателю левого поворота, а вытянутая правая рука — указателю правого поворота.
Ручные сигналы в правилах дорожного движения
На практике я рекомендую использовать вытянутую в направлении поворота руку в качестве сигналов. Водители обычно легко понимают значение этого знака. Что касается руки, согнутой в локте и вытянутой в другую сторону, этот сигнал может ввести в заблуждение окружающих. Эти водители могут просто не понимать такой знак.
Указатели поворота необходимо подавать задолго до поворота. Вы можете вернуть руку на руль непосредственно перед поворотом.
С каждым годом на дорогах становится все больше велосипедистов, которые грамотно ведут себя на перекрестках и своевременно подают сигналы поворота. Со стороны может показаться, что выполнение этого маневра может вызвать трудности или проблемы, но на практике это не так. Просто потренируйтесь немного на ровной поверхности.
Обращаем ваше внимание, что при подаче сигнала поворота нельзя, во-первых, зажать рычаг тормоза оставшейся рукой на руле и, во-вторых, зайти в ямы. Оба могут привести к падению.
Где можно ехать на велосипеде?
В 2021 году 6 аспектов из раздела 24 Правил дорожного движения (24.1 — 24.6) предназначены для безопасного движения велосипедистов.
Лица старше 14 лет, управляющие велосипедом, должны придерживаться следующих приоритетов:
- Использование велосипедных дорожек, велосипедных полос или дорожек для велосипедистов.
- Движение по правой стороне проезжей части.
- Езда по обочине дороги.
- Катание по тротуарам или пешеходным дорожкам.
Важно помнить, что каждый последующий пункт исключает использование предыдущих.
Например, движение по обочине дороги (пункт 3) допускается только в случае отсутствия велосипедной дорожки или полосы движения, а также невозможности движения по правой стороне проезжей части.
Также имеются некоторые исключения:
- Разрешается движение по проезжей части в случае, если ширина велосипеда или груза превышает 1 метр.
- При движении колоннами разрешено использовать проезжую часть.
- Допускается катание по тротуарам или пешеходным дорожкам в сопровождении лица младше 14 лет или при перевозке ребенка до 7 лет.
При движении по проезжей части необходимо соблюдать следующие правила:
24.5. Велосипедисты, двигающиеся по правой стороне проезжей части в соответствии с Правилами, должны двигаться в один ряд.
Движение колонны велосипедистов в два ряда допускается при общей ширине велосипедов не более 0,75 м.
Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 человек в случае однополосного движения или на группы по 10 пар в случае двухполосного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80–100 м.
Дополнительная информация:
Особенности движения велосипедов по проезжей части дороги
Лица в возрасте от 7 до 14 лет могут передвигаться по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, а также в пешеходных зонах.
Важно отметить, что “школьные велосипедисты” не имеют права использовать велосипедные дорожки, проезжую часть и тротуары.
Дети до 7 лет могут передвигаться только в сопровождении пешеходов (по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, а также в пешеходных зонах).
Таким образом, в 2021 и 2022 годах велосипедистам разрешено движение даже по тротуарам и обочинам дорог. При этом велосипедисту необходимо соблюдать дополнительные правила:
24.6. В случае если движение велосипедиста по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочине или в пешеходных зонах создает опасность или препятствует движению других людей, велосипедист должен придерживаться правил движения пешеходов.
При движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам дорог и пешеходным зонам велосипедисту важно не мешать другим участникам движения. При необходимости следует спешить с велосипеда и продолжить движение пешком.
Давайте рассмотрим интересный пример. Предположим, на тротуаре движется автомобиль (в некоторых случаях это допускается) и велосипедист. В случае столкновения (ДТП) виноваты оба участника. Если велосипедист движется по тротуару, он несет ответственность за происшествие (возмещение ущерба автомобилю необходимо).
Поэтому в пункте 24.6 подчеркивается, что в случае аварии на тротуаре виноватым будет велосипедист.
Выделенные полосы для велосипедистов
В 2021 году на дорогах будут выделены полосы для велосипедистов, обозначенные специальными знаками:
На этих полосах разрешено движение только велосипедов и мопедов.
Выделенные полосы для общественного транспорта
В 2021 году велосипедисты получат возможность использовать полосы, отведенные для общественного транспорта, согласно Пункту 18.2 Регламента:
18.2. На дорогах с полосой движения, предназначенной для транспортных средств на маршруте и обозначенной знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и 5.14, движение и остановка других транспортных средств на этой полосе запрещены, за исключением:
…
Велосипедистам разрешается использовать полосы движения для транспортных средств, если они находятся справа.
Важно отметить, что велосипедисты могут въезжать на полосу общественного транспорта только в случае, если эта полоса обозначена одним из упомянутых знаков. Не должно быть никаких дополнительных ограничений, запрещающих доступ на данную полосу.
Например, в некоторых городах России существует следующая организация дорожного движения. Хотя дорога имеет выделенную полосу для транспортных средств, движущихся по маршруту, и все участники движения это понимают, однако с точки зрения правил дорожного движения данная полоса не обозначена указанными знаками. У въезда установлена вывеска 3,1 «кирпич».
Этот знак должны игнорировать только водители общественного транспорта. Остальные участники дорожного движения, включая велосипедистов, не могут проехать под «кирпичом».
Велосипедные зоны
С 14 декабря 2018 года в правилах дорожного движения появилось понятие «велозона». Следующие дорожные знаки используются для обозначения велосипедной зоны:
В велосипедной зоне могут перемещаться не только велосипедисты, но и автотранспортные средства (автомобили). В этом случае необходимо соблюдать следующие правила:
- Велосипедисты имеют приоритет перед автомобилями.
- Велосипедисты могут двигаться по всей прилегающей стороне проезжей части, а не только по ее правому краю.
- Велосипедистам не запрещается поворачивать налево и выезжать на широкие дороги.
- Скорость движения ограничена 20 км / ч.
- Пешеходы могут переходить улицу где угодно, но у них нет преимущества.
Водители велосипедов должны пропускать пешеходов на переходах
14.1. При приближении водителя транспортного средства к нерегулируемому пешеходному переходу, он обязан уступить дорогу пешеходам, которые переходят дорогу или выезжают на проезжую часть (включая трамвайные пути).
Велосипедист должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы уступить дорогу пешеходам, так же как и любое другое транспортное средство.
Световые приборы для велосипедов
В темноте на байке должны гореть фары или фонари, а днем - ближний свет фар или дневные ходовые огни:
19.1. В ночное время и в условиях плохой видимости независимо от уличного освещения, а также в туннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие осветительные приборы:
на всех автомобилях и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на конных экипажах — фонари (при наличии);
19.5. В течение дня на всех движущихся транспортных средствах должны быть включены ближний свет или дневные ходовые огни с целью их идентификации.
До сих пор я не встречал ни одного велосипедиста, который использовал бы ближний свет фар или дневные ходовые огни во время движения в течение дня. В связи с этим сотрудники ГАИ могут наложить штраф практически на любого водителя велосипеда.
Возраст для управления велосипедом
Катание на велосипеде доступно для всех возрастов. Тем не менее, правила велосипедной езды варьируются в зависимости от возраста (подробнее об этом было сказано ранее).
Участие в дорожном движении разрешено с 14 лет.
Запреты для водителей велосипедов
24,8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
- ездить на велосипеде или мопеде, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить грузы, выступающие более чем на 0,5 м в длину или ширину за габариты, или товары, мешающие погрузке-разгрузке;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозка детей до 7 лет при отсутствии для них специально оборудованных кресел;
- повернуть налево или повернуть на дороги с трамвайным движением и многополосные дороги для движения в этом направлении (за исключением случаев, когда разрешен поворот налево с правой полосы и за исключением дорог, расположенных в велосипедных зонах);
- передвигаться по дороге без застегнутого мотоциклетного шлема (для водителей мопедов);
- переходить дорогу на пешеходных переходах.
24.9. Буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедов и мопедов, за исключением буксировки прицепа, предназначенного для использования с велосипедом или мопедом, запрещена.
Из этого списка следует отметить следующие моменты:
- Велосипедистам запрещается поворачивать налево и поворачивать на многополосную дорогу в определенном направлении. Поворот налево в городе запрещен для велосипедистов практически на всех основных дорогах.
Примечание. Это требование не распространяется на велосипедные зоны, а также на дороги, на которых разрешен поворот налево с крайней правой полосы.
На практике можно предложить следующий выход из этой ситуации. Велосипедист покидает свой автомобиль и становится пешеходом. Затем перейдите перекресток в нужном направлении по пешеходному переходу. После этого снова сядьте на велосипед и продолжайте движение по проезжей части или набережной.
- Буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедов и мопедов запрещена.
- Для езды на велосипеде не нужен специальный шлем, но я рекомендую его всем владельцам велосипедов. Однажды я был свидетелем, как в довольно безобидной ситуации мой друг упал с велосипеда и ударился головой (о землю, а не об асфальт). В результате за последние несколько недель она получила сотрясение мозга и потеряла память.
Не думаю, что стоит помнить, что в случае аварии с участием автомобиля велосипедный шлем может спасти вам жизнь. Так что не экономьте на своем здоровье.
Остановил инспектор ГИБДД – какие у меня права?
Вам предоставлены те же права и обязанности, что и у водителей автомобилей. В случае обращения инспектора к вам, вы также можете запросить справку о предоставлении услуг (согласно пункту 45 постановления).
Однако, вам практически не требуется предоставлять что-либо для проверки. К сожалению, это один из недостатков. Права и другие стандартные документы, связанные с автомобилями, должны быть предъявлены для проверки только водителям механических транспортных средств (согласно пункту 2.1.1 ПДД). Однако инспектор может проверить гражданский паспорт велосипедиста как гражданина, и только в случае первого нарушения правил дорожного движения, либо при привлечении его в качестве свидетеля или удостоверяющего лица (согласно пункту 107 Административного регламента МВД).
Кстати, причины остановки и проверки документов такие же, как и у водителей автомобилей.
Сотрудник хочет сверить номер рамы велосипеда – имеет ли право?
Она имеет. Это прямые задачи, возложенные на инспектора. Он может проверять номера (пункт 107 регламента) в контексте инструкций и специальных мероприятий, для которых он не обязан предоставлять соответствующие документы (но не должен мешать возможности узнать их — они могут быть на дорожном движении пост милиции, в единстве или даже устно) — впрочем, все как у автомобилистов.
Как правильно обгонять пешеходов на велосипеде?
При движении на велосипеде важно соблюдать правила безопасности не только для себя, но и для окружающих. Один из важных аспектов – обгон пешеходов. Для того чтобы обгонять пешеходов на велосипеде безопасно и корректно, необходимо придерживаться следующих правил.
Во-первых, перед тем как обгонять пешехода, убедитесь, что это безопасно. Оцените скорость движения пешехода, ширину дороги, наличие препятствий и других участников движения. Если есть сомнения, лучше подождать подходящего момента для обгона.
Во-вторых, при обгонах пешеходов на велосипеде уступите им дорогу. Подойдите к обгону с уважением к пешеходу, снизьте скорость, убедитесь, что он видит и слышит вас. Предупредите о своем намерении с помощью сигнала или словесно.
В-третьих, обгоняйте пешехода с достаточным запасом места. Учитывайте, что пешеход может внезапно изменить направление движения или остановиться. Оставьте достаточное расстояние между собой и пешеходом, чтобы избежать столкновения.
Не забывайте, что пешеходы имеют преимущество на дороге, поэтому ваша задача как велосипедиста – быть внимательным, тактичным и уважительным к другим участникам движения. Соблюдение правил обгона пешеходов поможет избежать конфликтов и обеспечит безопасность на дороге как для вас, так и для окружающих.
Частые вопросы
Где разрешено ездить на велосипеде?
Правила движения на велосипеде 24.3-24.4 ПДД «Дополнительные требования к движению велосипедистов». С 14 лет подростки и взрослые вправе кататься по правому краю проезжей части или обочине, если нет специальных дорожек.
Где нельзя ездить на велосипеде?
Велосипедистам запрещается ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, а также ездить, не держась за руль или не держа ноги на педалях (п. 9.9 ПДД).
Где должен ехать велосипедист Если нет велосипедной дорожки?
Краткое содержание пункта: если на улице нет велоинфрастуктуры или пользоваться ей невозможно, разрешается ехать по правому краю проезжей части. Если невозможно ехать по проезжей части, надо двигаться по обочине. Поездки по тротуару — это крайнее средство на случай, когда невозможно ехать где-либо ещё.
Можно ли ездить на велосипеде по парковке?
Теперь парковка запрещена также на велосипедных и велопешеходных дорожках и ближе 5 м от пересечения их с проезжей частью. Нельзя будет парковаться и рядом с местами, где тротуар находится на одном уровне с проезжей частью для передвижения маломобильных пешеходов.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите местные законы и правила дорожного движения, касающиеся велосипедистов. Это поможет избежать штрафов и конфликтов с другими участниками движения.
СОВЕТ №2
Выбирайте безопасные маршруты для катания на велосипеде, предпочитая велосипедные дорожки, парки или специально оборудованные трассы. Это уменьшит риск аварий.
СОВЕТ №3
Не забывайте о безопасности: наденьте защитный шлем, используйте светоотражающие элементы и сигнализацию на велосипеде, чтобы быть видимым водителям и пешеходам.