Владение правилами дорожного движения является неотъемлемой частью безопасности как для водителей автомобилей, так и для велосипедистов. Важно знать, где и как можно двигаться на велосипеде, чтобы избежать конфликтов с другими участниками дорожного движения и соблюдать законы. Данная статья предоставит самые важные и необходимые тонкости правил для велосипедистов, расскажет о санкциях и их нюансах, а также ответит на вопросы о бездорожье, светоотражающих жилетах, пьянстве при езде на велосипеде и других аспектах, которые помогут вам быть в курсе и соблюдать правила дорожного движения на велосипеде.
Общие требования ПДД для велосипедистов
Основные правила вождения велосипедистов описаны в статье 24 ПДД, однако в законодательстве есть и другие упоминания о двухколесных транспортных средствах. С 2014 года в правилах было введено понятие “велодорожка”, где предпочтительно передвигаться на велосипеде (согласно статье 24.1 ПДД), и в случае появления велосипеда в поле зрения, следует уступить дорогу. Однако на практике велодорожки встречаются главным образом в крупных городах, таких как Москва или Санкт-Петербург, особенно на оживленных улицах. Как решают эту проблему жители спальных районов и небольших провинциальных населенных пунктов, рассмотрим ниже.
Согласно статье 2.3 ПДД, перед началом поездки велосипедист должен удостовериться, что его транспортное средство полностью готово к движению: тормоза исправны, рулевое управление работает корректно, рама в хорошем состоянии, колеса надуты, световые сигналы функционируют, а также звонок работает.
Рекомендуется использовать защитное снаряжение, такое как шлем, наколенники и налокотники. Хотя закон не требует обязательного использования этих предметов как детьми, так и взрослыми, и не предусматривает штрафов за их отсутствие, однако следует помнить о базовых мерах безопасности. Также рекомендуется защищать глаза специальными спортивными солнцезащитными очками.
Должен ли он следовать ПДД?
Велосипед официально приравнивается к типу транспортного средства и по правилам дорожного движения не сильно отличается от автомобиля. Для этого двухколесного транспортного средства применяются все правила, начиная с «Водитель должен…», «Транспортное средство должно…» и так далее. Велосипед не относится к механическим транспортным средствам, поэтому, если тест посвящен именно им, то он не для велосипедистов.
За нарушение правил дорожного движения велосипедист принимает на себя административную ответственность, как и другие участники дорожного движения.
Мнение эксперта Евгений Романов — юрист, специализирующийся на защите прав в сфере ПДД, страховании и спорах с ГИБДД. Есть нюанс, который касается только этого вида транспорта: если человек слезает с седла и да стоит , то официально он уже пешеход и соблюдает правила для пешеходов.
Мнение эксперта:
Велосипедисты должны соблюдать правила дорожного движения как на проезжей части, так и на отдельной велосипедной полосе. Эксперты подчеркивают, что при движении по проезжей части велосипедистам необходимо придерживаться правой стороны дороги, уступать дорогу пешеходам на пешеходных переходах и соблюдать скоростной режим. На отдельной велосипедной полосе также важно соблюдать скоростной режим, уступать дорогу пешеходам и соблюдать дистанцию от других участников движения. Эксперты отмечают, что соблюдение данных правил повышает безопасность всех участников дорожного движения и способствует более комфортной совместной эксплуатации дороги.
Правила для велосипедистов | Движение по проезжей части | Движение по отдельной полосе |
---|---|---|
Направление | По правой стороне дороги | Только в том направлении, которое указано на знаках |
Скорость | Не более 25 км/ч | Не ограничена (если не установлены иные ограничения) |
Остановка и стоянка | На обочине или в специально отведенных местах | На выделенной полосе |
Обгон | С разрешения водителя обгоняемого транспортного средства | Только справа |
Поворот | Рукой заблаговременно | Подачей светового сигнала поворота |
Проезд перекрестков | По правилам проезда перекрестков для транспортных средств | По установленному знаками или светофором порядку |
Подача звуковых сигналов | В случаях необходимости | Запрещена |
Использование наушников | Запрещено | Разрешено только с использованием гарнитуры, не закрывающей оба уха |
Какая максимальная скорость велосипедиста?
Для велосипедистов, как и для других участников дорожного движения, существуют ограничения по скорости. В городе действует предельная скорость 60 км/ч, во дворах и жилых зонах она снижается до 20 км/ч. Важно соблюдать установленные дорожные знаки, определяющие ограничения скорости.
Также стоит помнить, что для достижения скорости выше 25 км/ч велосипедист должен полагаться исключительно на свои физические возможности, поскольку согласно определению «велосипед» использование электродвигателя не позволяет превысить скорость 25 км/ч.
2 дорожных знака для велосипедиста
Существует множество дорожных знаков, на которые нужно не только обращать внимание, но и строго следовать их указаниям.
Обязательно помнить как минимум два, которые волнуют велосипедистов, а именно «полоса для велосипедистов» и «конец полосы для велосипедистов».
Конечно, это не все знаки, которые должен знать велосипедист, но эти два информационных знака помогут избежать нарушения правил дорожного движения для велосипедистов или хотя бы некоторых из них.
Распространенные нарушения правил водителями велосипедов
Часто водители велосипедов нарушают правила, двигаясь встречным движением или пересекая дорогу через пешеходный переход. В таких случаях велосипедисты часто не осознают, что они теперь участники дорожного движения, сохраняя в душе свою пешеходную идентичность.
Эти маневры представляют чрезвычайную опасность, особенно когда велосипедисты пересекают дорогу через пешеходный переход. Чаще всего в таких ситуациях пострадать могут дети, причем виноваты в этом не водители (которые должны уступать дорогу только пешеходам, а не велосипедистам).
Кроме того, учитывая, что велосипед легко разгоняется до 30-40 км/ч, велосипедисты могут появиться на дороге внезапно и быстро. В период теплой погоды важно внимательно следить за движением велосипедистов как на дороге, так и на прилегающих территориях.
Проезд перекрестков и пересечение дороги
В общем, вы можете пересечь перекресток четырьмя способами: продолжайте движение прямо, поверните направо или налево и развернитесь. Велосипедист может повернуть направо на всех обычных перекрестках, так как это делается из крайней правой позиции, законного места велосипедиста.
Велосипедист также может съехать прямо со своей полосы движения, при этом у него будет преимущество перед поворотом направо. Если правая полоса идет только до поворота, то для того, чтобы идти прямо, вам нужно перестроиться на следующей полосе, уступив место всем тем, кто не собирается перестраивать.
Велосипедист может повернуть налево и изменить направление только с дороги с одной полосой движения в каждую сторону и без трамвайных путей. Кстати, на трамваях: на перекрестках у них есть преимущество перед велосипедом, если красный свет не горит, он не выезжает с второстепенной дороги или депо.
Трамвай всегда главный
Предупреждающие знаки для поворота: «вправо» — прямая рука вправо, «влево» и «разворот» — прямая рука влево. Перед маневром необходимо указать направление поворота.
Сигнализация на поворотах — хороший тон, подход серьезный
Есть несколько видов переходов:
- Нерегулируемые дороги, аналог.
- Светофоров нет, с определенным приоритетом.
- Регулируемый.
Первый тип перекрестков руководствуется правилом «препятствие направо». Смотрим вправо и пропускаем все, что оттуда движется. При повороте налево на таких перекрестках необходимо пропустить всю встречную полосу, если справа (слева от велосипеда) нет своего препятствия).
Дорожные знаки «препятствие справа»
Приоритетные перекрестки — это автомобильные переходы, где по правилам одни проезжают, не глядя, а другие уступают дорогу. Первые двигаются по главной дороге, вторые — по второстепенной. На главной дороге велосипед имеет преимущественное право проезда, как и автомобиль. Однако нужно быть осторожным, немного сбавить скорость и водить машину только в том случае, если действительно позволяешь.
Самый неприятный маневр на главной дороге — левый съезд. Здесь сначала нужно будет пропустить все проходящие, а затем уже входящие. Иногда главная дорога может менять направление: под знаком стоит информационный знак. Если такая дорога поворачивает налево, проезжать не нужно. На второстепенной дороге велосипед уступает всем, кто едет по главной дороге, если он намерен ехать прямо или налево, и только будущим проезжающим машинам — при повороте направо.
Приоритетный обмен
Регулируемые перекрестки, как правило, являются основными перекрестками дорог, на которых левый поворот запрещен. Есть два способа поворота:
- Сойдите с велосипеда и переходите улицы по зебрам.
- Пересеките «угол»: прямо по зеленому, поверните на 90 градусов и двигайтесь прямо по зеленому. Это можно сделать там, где нет пешеходных переходов и нет машин на обочине дороги. В целом первый вариант безопаснее.
Поверните налево с «угла» многополосной дороги (зеленые линии)
вам разрешено ехать прямо и направо по зеленому знаку, в том числе мигающему. Вы можете закончить переход желтым, а также красным. Если свет мигает желтым или не горит, то смотрим на знаки приоритета или выходим и переходим улицу пешком.
Есть еще Т-образные регулируемые перекрестки, которые интересны тем, что можно повернуть налево с дороги без прямого проезда, даже если полос больше одной. Для этого заранее нужно перейти в левую полосу и спокойно свернуть на зеленую: байк будет справа от всех и не будет мешать. Не забывайте подавать сигналы поворота при смене полосы движения и перед поворотом.
Внимание! При повороте налево или направо переходите пешеходный переход только в том случае, если там нет людей. То есть ведем себя как в машине: обгоняем всех пешеходов на поворотах и даем им тоже пройти переход.
Вам предстоит переходить дорогу на велосипеде собственными ногами по пешеходному переходу. К сожалению, многие пренебрегают этим и едут прямо в седле. Это невозможно сделать по следующим причинам:
- На пешеходном переходе можно ударить по пешеходу.
- Есть опасность удариться об асфальт и слететь с велосипеда.
- Водитель машины с поворота может не заметить велосипедиста и завалить его.
То же самое и с контролируемыми переходами (без перехода): в правилах четко прописано, что велосипедист должен переходить проезжую часть как пешеход. Уважающий себя мотоциклист всегда помнит, где можно, а где нельзя.
Это не тот велосипедист
Правила движения велосипедистов
Для велосипедистов существует немного правил дорожного движения, и они не так строги, как для водителей автомобилей. Тем не менее, их важно соблюдать, особенно при путешествиях на велосипеде по загородным дорогам.
По проезжей части
Правила движения по проезжей части дороги регулируются статьей 24.2 ПДД. Они указывают на то, что двигаться по трассе можно только в том случае, если поблизости нет специальной велодорожки или по какой-то причине по ней нельзя проехать. Велосипедист должен строго придерживаться правого края трассы по направлению потока, не переходя полосу, отделяющую дорогу от набережной (сплошная линия 1.2.1 или пунктирная линия 1.2.2).
Подойдя к пешеходному переходу, он должен сбавить скорость, пропустить людей и продолжить движение, как машины.
Вы также можете ездить по дороге, если транспортное средство размером более одного метра или движется с прицепом, ширина которого превышает один метр. Когда по дороге идет целая колонна велосипедов, можно двигаться только в одном ряду. Можно в виде исключения вбить две колонны, если:
- Ширина велосипеда с водителем не превышает 0,75 метра;
- Двигается не более десяти автомобилей;
- Группы с более чем десятью велосипедами должны следовать в нескольких частях по десять участников. Для облегчения обгона они должны вытягиваться на расстоянии 80-100 метров друг от друга.
Регламент не обязывает велосипедиста оставлять асфальт на проселочной дороге, чтобы пропустить автомобили. Водители должны понимать, что велосипедист — это такой же участник дорожного движения, как они, а не пешеход.
По обочине
В соответствии с правилами дорожного движения, на обочине дороги можно двигаться по правой стороне дороги в направлении движения, если отсутствуют специально отмеченные велосипедные дорожки, тротуары, пешеходные зоны, или если на проезжей части есть препятствие для движения транспорта.
По тротуару или пешеходной дорожке
Вы можете ездить на велосипеде по тротуару или пешеходной зоне, если пока что поблизости нет специальной велодорожки и нет возможности проехать по правой стороне дороги. Также необходимо передвигаться только по тротуару, если мимо проезжает велосипедист младше 14 лет или при перевозке ребенка младше 7 лет в специально приспособленном детском кресле или коляске. Ребенок до 7 лет также должен ездить на велосипеде исключительно по тротуару в сопровождении взрослых пешеходов.
Дорожки и полосы для велосипедистов
Велосипедные дорожки представляют собой специально выделенные полосы для катания на велосипеде в крупных городах. Идеально, если велосипедисты будут использовать их исключительно для передвижения. При наличии велосипедной дорожки запрещено кататься по тротуарам, пешеходным зонам, автомагистралям и другим местам, не предназначенным для велосипедистов.
Велосипедная дорожка обычно имеет твердое покрытие и сопровождается дорожным знаком 4.4 “Велосипедная дорожка”, изображенным прямо на асфальте. Такие дорожки могут быть как односторонними, так и двусторонними.
Как правильно проезжать перекрестки на велосипеде?
Правила движения на перекрестках изложены в статье 13 ПДД. Если он не регулируется светофором или диспетчером и равнозначен, то приоритет в повороте всегда будет у правильного. Если дорога неровная (например, есть знак 2.1 «Main Road»), первым идет тот, который движется по главной дороге. Автомобили на второстепенной дороге пропускают машину справа.
К трамваям это не относится — у них всегда есть преимущество.
Если есть светофор или регулировщик, то вы должны подчиняться их сигналам. Велосипеду в значении статьи 24.8 ПДД запрещается поворачивать налево, если дорога имеет более одной полосы движения. Он может идти только вперед и вправо. Если ему нужно повернуть налево, ему придется спуститься и искать переход через улицу.
К сожалению, некоторые водители не подозревают, что велосипедист участвует в дорожном движении так же, как он, и могут пренебрегать двухколесными транспортными средствами. Это серьезное недоразумение.
Чтобы не подвергать себя ненужным опасностям со стороны невежественных водителей, велосипедисту лучше остановиться на своей полосе и терпеливо ждать, пока другие участники дорожного движения совершат маневр, и только тогда, когда дорога свободна, переходить дорогу в одиночку.
Максимальная скорость
Велосипедист обязан придерживаться установленных ограничений скорости, которые действуют для всех участников дорожного движения (согласно пункту 10.1 ПДД). Обычно в городских условиях максимальная скорость составляет 60 км/ч; во дворах и жилых районах скорость не должна превышать 20 км/ч. Следует помнить, что нарушение скоростного режима на велосипеде может повлечь за собой негативные последствия, поэтому важно соблюдать установленные ограничения.
Если велосипед оснащен электрическим приводом, то его функция должна отключаться при достижении скорости около 25 км/ч.
Вне городских территорий ограничения скорости для велосипедистов, двигающихся силами своих мышц, обычно не устанавливаются, что исключает возможность превышения скорости при передвижении по загородным дорогам.
Светофоры и перекрестки
Двухколесное транспортное средство, движущееся по шоссе, является одним из участников движения. Следовательно, на перекрестках, контролируемых светофорами, велосипедисты подчиняются тем же правилам, что и автомобилисты. Велосипедист не имеет права пересекать границу, перейти на запрещенный светофор и повернуть. Он должен остановиться перед перекрестком и дождаться, пока весь конвой получит разрешительный сигнал.
Сигналы маневрирования и световые приборы
В соответствии со статьей 8.1 ПДД, транспортное средство должно давать сигналы о начале движения, развороте, смене полосы движения, торможении и остановке. В отличие от автомобилей, велосипеды не оснащены фарами, и согласно правилам велосипедисты должны указывать направление маневрирования руками.
Ничто не мешает установить на велосипед специальное оборудование с световыми сигналами. Это значительно облегчит передвижение по дорогам.
- Поверните налево: левую руку вытяните в сторону или согните правую руку под прямым углом и отведите в сторону;
- Поверните направо: правую руку вытяните в сторону или согните левую под прямым углом и отведите в сторону;
- Стоп: поднимите левую или правую руку.
Все эти сигналы следует давать за пару секунд до начала маневра. Важно, чтобы другие участники дорожного движения видели ваш сигнал и могли заранее отреагировать. После того, как сигнал был подан и убедившись, что у водителей было достаточно времени и возможности увидеть его, можно снова положить руку на руль и повернуть.
Не используйте эти сигналы в сочетании с торможением, удерживаясь за руль одной рукой, чтобы избежать падения.
Если водитель транспортного средства движется в темноте, согласно статье 19.1 ПДД, он должен иметь при себе светоотражающие элементы. Для велосипедистов это означает рефлекторы и фонари. Белый отражатель должен быть закреплен спереди при включенном фонаре, а красный — сзади. Также рекомендуется иметь светоотражатели на колесах и носить куртку с светоотражающими наклейками.
Статья 19.5 обязывает водителей включать свет в дневное время для лучшей видимости на дороге. Хотя теоретически это распространяется и на велосипедистов, на практике это не так значимо.
Для велосипедистов в возрасте до 14 лет
Велосипедисты в возрасте до 14 лет обязаны передвигаться исключительно по тротуарам или велосипедным дорожкам и только в пешеходных зонах. В дороге не должно быть ситуаций, когда ребенок едет по полосе, а его родитель находится на тротуаре. И наоборот запрещено.
На загородных маршрутах, где нет велодорожек и пешеходной зоны, дети до 14 лет не могут ездить на велосипеде, и неважно, есть рядом взрослый или нет.
Ребенок до 7 лет на велосипеде должен находиться в сопровождении взрослых пешеходов на тротуарах или тротуарах. Также не разрешается сопровождать его на собственном велосипеде.
Действия велосипедиста после ДТП
К сожалению, передвижение по дорогам может привести к негативным последствиям, включая возможные аварии между велосипедистами и водителями автомобилей.
Часто люди ошибочно считают, что виноваты в основном велосипедисты, предполагая, что у них недостаточно знаний о правилах дорожного движения.
При возникновении аварии следует немедленно вызвать скорую помощь и уведомить полицию. Важно оставаться на месте происшествия, не перемещать транспортные средства (велосипед, автомобиль). Полезно сфотографировать место происшествия и запомнить контактные данные свидетелей.
Необходимо дождаться прибытия полицейского, который после изучения обстановки сможет принять обоснованное решение относительно спорных моментов в ДТП.
В заключение стоит отметить, что правила дорожного движения для велосипедистов необходимы, и знание их поможет избежать многих опасных ситуаций.
Видео с правилами дорожного движения для велосипедистов:
Привилегии велосипедистов
Совсем недавно велосипедисты получили преимущество: они могут ехать по полосе, выделенной для транспортных средств маршрута. Эти дороги обозначены синими дорожными знаками (5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14). За исключением пассажирских такси, школьных автобусов и велосипедов, ни один из видов транспорта не имеет права появляться на нем. Однако есть нюанс: велосипедист может попасть туда только в том случае, если он находится справа и поблизости нет велосипедных дорожек.
Можно ли ездить пьяным?
Нет, это абсолютно запрещено для всех водителей, будь то велосипедисты или автолюбители. Это нарушение правила 2.7 Правил дорожного движения:
2.7. Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или другого), под воздействием препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в состоянии болезни или усталости, представляющем угрозу для безопасности дорожного движения….
Согласно действующим правилам 2021 года сотрудник ГИБДД обязан преследовать нетрезвого велосипедиста, а также провести осмотр водителей механических транспортных средств, поскольку наличие алкогольного опьянения должно быть установлено.
Правила, написанные специально для велосипедистов
Поскольку велосипед является транспортным средством и должен двигаться по проезжей части в том же направлении, что и автомобили, к нему применяются те же правила. Велосипедист должен вместе с автомобилями остановиться на красный свет, позволить пешеходам переходить проезжую часть по пешеходному переходу и т.д. Кроме того, существует список требований, которые применяются конкретно к велосипедистам при движении по проезжей части. Это означает:
- нельзя выходить на улицу с неисправными тормозами, рулем, гудком (или без него);
- нельзя не только ехать на велосипеде против направления движения машин, но и проехать на нем рядом (в этом случае велосипедист все равно должен следовать в одном направлении с общим транспортным потоком);
- запрещено движение по дорогам категории «автострада»;
- запрещается оставлять руль и ездить «без рук»;
- запрещается перевозить пассажира на велосипеде во время движения по дороге (исключение: тандем; специальное кресло для ребенка до 7 лет);
- запрещается перевозить велосипедные товары, которые выступают более чем на полметра за пределы своей длины или ширины или мешают управлению велосипедом;
- запрещается поворот налево или поворот, если дорога имеет более одной полосы в одном направлении и (или) если на ней есть трамвайные пути;
- вы не можете буксировать другой велосипед или другое транспортное средство;
- запрещен подъезд под дорожным знаком 3.9: «Запрещено движение велосипедов».
Перед поворотом или сменой полосы движения велосипедист должен заранее проинформировать других участников дорожного движения об этом маневре. Сигналы подаются вручную. Левая рука, вытянутая в сторону, соответствует левому указателю поворота, а правая рука, вытянутая к правому указателю поворота. Правила НЕ обязывают вас надевать специальный велосипедный шлем во время езды по дороге. Во всяком случае, пока.
Кадр из старинной книги, актуальный и сегодня: велосипедист сообщает о смене полосы движения.
Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде?
Многие любители велоспорта ошибочно полагают, что вождение велосипеда не несет за собой ответственности. Несмотря на то, что законодатели уделяют недостаточное внимание велосипедистам, законодательство все же предусматривает ответственность за управление в нетрезвом состоянии. Как было отмечено в начале статьи, велосипед является транспортным средством, а велосипедист — водителем.
Правила явно запрещают управление любым видом транспорта в состоянии алкогольного опьянения.
2.7. Водителю запрещается:
управление транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием наркотиков, которые ухудшают реакцию и внимание, в состоянии тошноты или усталости, представляющих угрозу для безопасности дорожного движения;
Могу ли я лишиться прав управления автомобилем, если выпью на велосипеде? Ссылаясь на статью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, водители, находящиеся в нетрезвом состоянии, подлежат наказанию:
1. Управление транспортным средством в нетрезвом состоянии водителем, если такие действия не являются составом преступления, — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
На первый взгляд кажется, что данная статья применима к велосипедистам, и правоохранительные органы могут попытаться его использовать. Однако для управления велосипедом не требуется специальное водительское удостоверение, и лишение этого права никак не связано с вождением велосипеда. Для велосипедистов в Кодексе об административных правонарушениях РФ существует отдельная статья, регулирующая ответственность.
Обратите внимание, что если вы управляете скутером или мопедом в состоянии алкогольного опьянения, применение данной статьи полностью законно. Единственным исключением из этого правила являются велосипедисты.
Должен ли я пропускать машины, поворачивающие направо?
Согласно правилам дорожного движения, в большинстве дорожных ситуаций вы обязаны двигаться по правой стороне проезжей части. То есть быть справа от всех машин. Но многие велосипедисты неоднократно сталкивались с ситуацией, когда с правой полосы только направо (для машин), а нужно ехать прямо.
В случае поворота направо правила дорожного движения четко предписывают водителям уступать дорогу велосипедистам справа от них и двигаться прямо.
13.1. При повороте налево или направо водитель должен уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть, на которую он поворачивает.
Велосипедистам запрещается
- При вождении велосипеда важно помнить, что управление без использования обеих рук или попытка управления только ногами могут привести к потере контроля из-за потери сознания;
- Перевозка груза, выступающего более чем на 0,5 метра в любом направлении или мешающего нормальному управлению, не рекомендуется;
- Запрещено перевозить пассажиров на шасси, багажнике или иным способом, не предусмотренным конструкцией велосипеда;
- Для безопасности ребенка важно использовать специально оборудованное детское кресло при его перевозке;
- Необходимо избегать езды по пешеходным переходам на велосипеде;
- При наличии ручья справа, следует развернуться или повернуть налево на трамвайные пути или на многополосные автомагистрали только в случае наличия специального знака разрешения или наличия велосипедной дорожки;
Если необходимо срочно повернуть налево, безопаснее сойти с велосипеда и перейти улицу как пешеход, используя “пешеходный переход”.
- Не рекомендуется буксировать другой велосипед без специального прицепа для транспортировки;
- Избегайте езды на велосипеде по автомагистралям;
- Не разговаривайте по телефону, удерживая руль одной рукой.
Безопасная езда по проезжей части – в руках самого велосипедиста
Правила есть правила, но велосипедист сам может сделать свои поездки по городским улицам максимально безопасными для себя и окружающих. Для этого необходимо следить за исправным техническим состоянием своего «двухколесного друга». В дороге будьте собранны и внимательны, быстро реагируйте на изменение обстановки.
Поддерживайте оптимальную скорость для конкретного транспортного потока, выдерживайте дистанцию и поперечный диапазон, не рискуйте «поскользнуться». Давно известно, что безопаснее двигаться примерно с той же скоростью, что и ваш транспортный поток. Слишком медленное движение создает помехи для транспортных средств, поскольку они вынуждены маневрировать вокруг велосипедиста. Это особенно проблематично на узких участках дороги, где трудно проехать проезжающим и приближающимся машинам. Однако высокая скорость будет оптимальной только в том случае, если все другие транспортные средства также будут двигаться быстро.
Необходимо обеспечить, чтобы другие участники дорожного движения могли хорошо видеть велосипед и самих себя. По возможности носите яркую одежду. Не забывайте подавать сигналы рукой при поворотах и смене полосы движения. При движении по бордюрам, бордюрам и съездам с них колесо должно быть прямым, под прямым углом. Чтобы он не соскользнул и байк не «унес» в сторону с последующим падением. Перед въездом на бордюр руль необходимо слегка приподнять руками. В противном случае, если бордюр достаточно высокий, падение будет неминуемо.
Выбирая маршруты для путешествия, лучше всего по возможности прокладывать их по городским дорогам с низкой проходимостью и невысокой средней скоростью движения транспорта. Можно, но того не стоит, часто или много ездить по дорогам с интенсивным движением. Когда автомобили движутся с высокой средней скоростью, которую велосипедист не может поддерживать; на широких многополосных дорогах с развязками и эстакадами. В тех местах, где машины постоянно проносятся со скоростью 60… 80 км / ч и выше, даже в крайней правой полосе, велосипед с максимальными 30… 40 км / ч совершенно неуместен и даже опасен.
Конечно, опытный велосипедист будет ездить везде, но безопасность таких поездок уже не будет такой высокой. А выхлопных газов придется вдыхать гораздо больше.
Нет необходимости приседать на обочине дороги или ездить по ней, отскакивая от неровностей, чтобы торопливые автомобилисты не теряли время, отклоняя байк. Да, нужно ехать как можно правее, но при этом следить за тем, чтобы под колесами был нормальный асфальт. Велосипедист также полностью участвует в движении.
Вдобавок есть такой психологический момент: водитель машины всегда будет пытаться по скорости проникнуть между сильно «нажимающим на край» велосипедистом и занятой второй полосой. В результате на узкой дороге с интенсивным движением просто становится опасно ехать до предела. Так как автомобили будут буквально очень плотно обгонять велосипедиста, не сбавляя скорости. Лучше занять понятную каждому на дороге позицию «с запасом» от ее края, чтобы у автомобилистов не было вредных желаний. Но, конечно, если за велосипедистом, который едет медленно, уже скопилась целая поездка, вам нужно съехать на обочину и позволить пострадавшим проехать.
Также следует помнить, что поворачивающие направо автомобили представляют потенциальную опасность: они могут «порезать» велосипедиста. А еще — припаркованные машины: их дверь может внезапно открыться и велосипедист «нарушит» на полном ходу. Эти тонкости нужно всегда учитывать и быть внимательными в нужное время. Дорога — это постоянное движение, где ситуация меняется каждые несколько секунд.
Если поездка запланирована на достаточно долгое время — на другом конце города не лишним будет посмотреть текущий прогноз погоды. А при необходимости возьмите с собой легкий целлофановый плащ «на всякий случай.
Вы не можете оставить свой велосипед без присмотра, даже на пару минут. Замок с тросиком стоит копейки, совершенно не мешает путешествию, и вы можете закрепить велосипед на стоянке, или какой-нибудь перил, столб и т.д. — считанные секунды. Также: Если предполагается, что байк будет регулярно оставлять включенным на длительное время (на несколько часов), то лучше купить металлический П-образный замок. Она не ломается плоскогубцами, а пила с ножовкой, которая намного длиннее страховочного троса.
На каком расстоянии должны держаться от меня водители машин?
Да, конечно. К сожалению, в ПДД 2021 года не установлены точные параметры для бокового интервала и расстояния.
Ранее предпринимались попытки внести изменения в законодательство, чтобы водителям требовалось соблюдать минимальное боковое расстояние от велосипедистов в 1 метр, однако эти поправки так и не были приняты.
На сегодняшний день безопасность дистанции и интервала рассматривается в контексте предотвращения аварий, и только после происшествия определяется, были ли соблюдены безопасные расстояния.
Информация для международных велотуристов
Отправляясь в велопутешествие за границу, необходимо изучить правила и нормы тех стран, куда планируются поездки, чтобы не возникло проблем с правоохранительными органами.
Посещая соседние страны — бывшие советские республики — бояться не стоит. У них почти одинаковые правила дорожного движения — их сложно нарушить, если вы знаете свои (но вам нужно прочитать их перед поездкой!
В Германии каждый десятый автомобилист считает, что велосипедисты представляют наибольшую угрозу безопасности дорожного движения. В одном опросе 3/4 из 1506 водителей откровенно признались, что они были напуганы и очень нервничали, когда увидели человека на велосипеде рядом с ними.
Казахстан
Нет особых различий, требования к велосипедистам практически такие же, как в России. Разрешено движение по городским и загородным дорогам независимо от возраста, в общем транспортном потоке, справа (расстояние от тротуара не регламентируется). Можно использовать выделенные полосы движения для транспорта на маршруте. Переходить пешеходные переходы следует только в разобранном виде.
Предусмотрен штраф за езду по тротуару (родители несовершеннолетних оплачивают).
Велосипед можно припарковать на дороге, параллельной обочине. При парковке на границе тротуара и улицы допускается частичное или полное движение по тротуару, если это не мешает пешеходам.
Согласно Изобразительному искусству. 615 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях за неисполнение обязанностей участниками дорожного движения, включая пешеходов, предусмотрен штраф в размере 5 МРП (1 МРП = 2405 тенге), минимальный размер штрафа составляет 2 МРП.
Белоруссия
Глава 20 ПДД Республики Беларусь прописывает практически те же правила. Незначительные изменения были внесены в 151 пункт и несколько других пунктов.
Разрешается переходить регулируемые пешеходные переходы — без спешивания, но со снижением скорости до 10 км / ч.
Вы можете углубиться влево более чем на 1 метр от дальнего правого края проезжей части для: объезда, обгона, поворота, поворота налево, если это разрешено (на дорогах с однополосным движением).
Лица младше 14 лет могут двигаться по правой стороне дороги в сопровождении взрослого. Но путешествовать по льду и снегу запрещено.
Нарушение правил разной степени тяжести наказывается штрафом в размере от 1 до 20 базовых величин. За управление транспортным средством в состоянии алкогольного и наркотического опьянения штраф в размере до 5 базовых величин, за создание чрезвычайной ситуации — до 8, за причинение легких телесных повреждений — до 20. Штрафы могут достигать 900 тысяч рублей и даже до 1,5–3,6 миллиона за тяжесть преступления и выезд с места происшествия.
Безопасный полет при маневрировании
Перемещение по дороге подразумевает изменение направления движения. Согласно правилам дорожного движения, водитель должен уступить дорогу автомобилям, движущимся прямо. Маневры на дороге включают старт с места, смену полосы и повороты. О последних расскажем позже, а сейчас обсудим, как правильно начать движение и сменить полосу.
При старте движения важно уступить дорогу всем участникам движения: машинам, мотоциклам, другим велосипедистам. Как только образуется безопасный зазор, а другие участники еще далеко, можно совершить левый поворот, выровнять руль и набрать скорость. При повороте с прилегающей территории (дворы, перекрестки, площадки) также необходимо уступить дорогу.
Смену полосы необходимо осуществлять, избегая препятствий и двигаясь в разрешенном направлении. Например, правая полоса предназначена только для поворотов направо, но вам нужно ехать прямо. При смене полосы следует двигаться прямо, поэтому начинайте отклонение заранее влево. Плавно переключайте транспорт, снижайте скорость. При обгоне на узких дорогах с выездом на встречную полосу необходимо остановиться и пропустить встречный транспорт. Если препятствие находится на встречной полосе, велосипедист имеет преимущество проехать по своей стороне.
Маршрут движения с встречной полосой на узкой дороге
Штрафы для велосипедистов и частые ошибки
А теперь поговорим о том, как не ездить на велосипеде.
Пьяный на велосипеде
Велосипед также является видом транспортного средства, который может представлять опасность для окружающих, и человек, управляющий им, считается водителем. Поэтому, если вы управляете им в состоянии алкогольного опьянения, это будет нарушением статьи 2.7 ПДД, которая категорически запрещает управление любым транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Также важно помнить, что передавать управление велосипедом пьяным нельзя. В этом случае ответственность также лежит на владельце велосипеда.
Когда эксплуатация велосипеда запрещена?
Запрещено переходить дорогу по пешеходному переходу на велосипеде. На них могут ездить только люди, идущие пешком, поэтому, если велосипедисту необходимо перейти трассу на пешеходном переходе, ему придется сойти и пересечь переход вместе со своим транспортным средством. Это особенно актуально для участков, не контролируемых светофором.
Этот запрет действует в первую очередь для безопасности самого велосипедиста, поскольку велосипедист не может резко остановиться с таким же успехом, как пешеход. К тому же, как правило, он движется быстрее человека и высока вероятность, что он не заметит приближающуюся машину.
Также нельзя сесть за руль, если у мотоцикла плохие тормоза или их совсем нет. Среди молодежи обычной практикой является снятие «лишних и тяжелых» тормозов, в отличие от статьи 2.3.1 ПДД, которая требует, чтобы у водителя была исправная тормозная система.
Кроме того, согласно п. 6 «Основных положений о допуске к использованию транспортного средства», нельзя ездить на велосипеде, если сломано рулевое колесо, звуковой сигнал, нет отражателей спереди, сзади и сторона для вождения ночью.
Если движение велосипедиста угрожает другим участникам дорожного движения или создает опасность для людей в пешеходных зонах, то он должен выйти и продолжить движение, как пешеход.
Может ли велосипед идти на обгон?
Велосипедист имеет возможность обогнать другие транспортные средства, однако это должно осуществляться в соответствии со статьей 11 ПДД, которая регламентирует безопасное обгона. Обгон разрешен в следующих случаях:
- Убеждение велосипедистом в том, что дорога впереди свободна и не представляет опасности для других участников движения;
- Обгон осуществляется слева.
Запрещается велосипедисту обгонять, если:
- Транспортное средство впереди начинает маневр обгона или объезда препятствия;
- Автомобиль собирается повернуть налево или только что включил левый указатель поворота;
- Невозможно безопасно вернуться на свою полосу движения.
Обгон запрещен на пешеходных переходах, железнодорожных переездах и в пределах ста метров от них, на мостах и под ними, в туннелях, на регулируемых и нерегулируемых перекрестках, если велосипедист не движется по главной дороге, а также в местах с ограниченной видимостью.
Как перевозить на велосипеде ребенка
На велосипеде ребенка можно перевозить в двух случаях:
- Производитель поставляет специальное сиденье с ремнями безопасности и ручкой;
- В нем есть подставка для прицепа или коляски, в которую можно спокойно положить малыша.
категорически запрещается перевозить детей на самодельном каркасе, багажнике, сиденье или коляске.
Штраф за нарушение ПДД велосипедистом
Велосипедист может быть оштрафован:
- За управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения в соответствии с пунктом 3 статьи 12.29 КоАП РФ — от 1000 до 1500 рублей.
- Нарушение правил дорожного движения в соответствии с пунктом 2 статьи 12.29 КоАП РФ — 800 рублей.
- Препятствие другим участникам дорожного движения в соответствии с пунктом 1 статьи 12.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — 1 000 руб.
- Вред здоровью человека в соответствии с пунктом 2 статьи 12.30 КоАП РФ — от 1000 до 1500 рублей.
- Разговор по мобильному телефону за рулем в соответствии со статьей 12.36 КоАП РФ — 1500 руб.
Использование рефлекторов и светоотражающих элементов на велосипеде
Правильное использование рефлекторов и светоотражающих элементов на велосипеде является одним из ключевых аспектов безопасности движения как по проезжей части, так и по отдельной полосе. Рефлекторы и светоотражающие элементы значительно повышают видимость велосипедиста в условиях недостаточной освещенности, что помогает избежать дорожных происшествий.
Согласно Правилам дорожного движения, на велосипеде должны быть установлены спереди белый рефлектор, сзади красный рефлектор, а также желтые рефлекторы на педалях. Эти элементы обязательны для всех велосипедистов и помогают другим участникам дорожного движения заметить их на дороге.
Кроме обязательных рефлекторов, рекомендуется также использовать дополнительные светоотражающие элементы на раме велосипеда, спицах колес, шлеме и одежде. Это позволяет сделать велосипедиста более заметным как днём, так и ночью.
Помимо установки рефлекторов и светоотражающих элементов, важно регулярно проверять их состояние на предмет целостности и правильного крепления. Потеря или повреждение рефлекторов может существенно уменьшить уровень безопасности велосипедиста на дороге.
Соблюдение этих правил поможет избежать дорожных происшествий и обеспечит безопасность как самого велосипедиста, так и других участников дорожного движения.
Частые вопросы
Где должен двигаться велосипедист на проезжей части?
Где должен ехать велосипедист? Все велосипедисты старше 14 лет должны двигаться по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов либо по правому краю проезжей части попутно потоку транспортных средств. По обочине и тротуару можно двигаться в том случае, если движение, указанное выше, невозможно.
Как правильно ездить на велосипеде по проезжей части?
По проезжей части можно ехать только когда вело- или пешеходной дорожки, тротуара или обочины нет или двигаться по ним невозможно. Тогда нужно ехать по ходу движения транспорта не дальше метра от правого края дороги. Выезжать дальше метра от края можно, например, для объезда машин на обочине или других препятствий.
Как должен ехать велосипедист по ходу движения или против?
В Правилах указано только одно отличие велосипедиста, который катит велосипед, от пешехода: по проезжей части пешеходы должны двигаться «по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств», а велосипедисты, которые катят велосипед, должны двигаться «по краю проезжей части в направлении движения».
Где должен ехать велосипедист Если нет велосипедной дорожки?
Краткое содержание пункта: если на улице нет велоинфрастуктуры или пользоваться ей невозможно, разрешается ехать по правому краю проезжей части. Если невозможно ехать по проезжей части, надо двигаться по обочине. Поездки по тротуару — это крайнее средство на случай, когда невозможно ехать где-либо ещё.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Перед выездом на велосипеде на дорогу обязательно убедитесь, что ваш велосипед в исправном состоянии: рабочие тормоза, накачанные колеса, работающие фонари и сигналы.
СОВЕТ №2
При движении по проезжей части соблюдайте правила дорожного движения: уступайте дорогу пешеходам на пешеходных переходах, соблюдайте скоростной режим, сигнализируйте о своих маневрах.
СОВЕТ №3
Если имеется отдельная полоса для велосипедистов, используйте ее, придерживаясь правой стороны и уступая дорогу пешеходам. Не забывайте соблюдать скоростной режим и сигнализировать о своих маневрах.