Тормоза для велосипеда: регулировка гидравлических и дисковых – советы

Важным аспектом обслуживания велосипеда является правильная настройка тормозов. Гидравлические и дисковые тормоза требуют особого внимания и умения в регулировке. Неправильно настроенные тормоза могут привести к опасным ситуациям на дороге. В данной статье мы рассмотрим, как правильно отрегулировать гидравлические и дисковые тормоза на велосипеде, что позволит вам наслаждаться безопасной и комфортной поездкой.

Достоинства и недостатки механических тормозов

Механические тормоза представляют собой более доступное решение по сравнению с гидравлическими. Тросы и оболочки, в которых они установлены, обладают высокой надежностью. Особенно удобно то, что ремонт механического тормоза в случае повреждения диска можно выполнить самостоятельно.

Однако у механических тормозов есть свои недостатки. При каждом снятии колеса с велосипеда необходимо производить перенастройку тормозной системы, следить за ее реакцией и регулярно смазывать тросы, покрытые смазкой средней вязкости.

Мнение эксперта:

Эксперты отмечают, что регулировка тормозов на велосипеде, особенно гидравлических и дисковых, играет ключевую роль в обеспечении безопасности и комфортности во время езды. Правильно настроенные тормоза обеспечивают точное и плавное торможение, что особенно важно при спусках с горы или на скорости. Регулировка гидравлических тормозов требует определенных навыков и специального инструмента, поэтому важно обратиться к профессионалу для выполнения этой процедуры. Для дисковых тормозов также важно следить за состоянием тормозных колодок и роторов, чтобы обеспечить оптимальную эффективность торможения. Всегда регулярно проверяйте и обслуживайте тормозную систему велосипеда, чтобы быть уверенными в ее надежности и безопасности.

Настройка дисковых гидравлических тормозов на велосипедеНастройка дисковых гидравлических тормозов на велосипеде

Как установить новый дисковый механический тормоз

  1. Крепим рычаг тормоза к рулю так, чтобы он находился в одной плоскости с вашим предплечьем. При необходимости отрегулируйте расстояние от ручки до ручки, при котором, взяв руль всей рукой, вы обычно можете дотянуться до него указательным пальцем.

  2. Устанавливаем переходник на раму и затягиваем болты до полной затяжки, поочередно затягивая каждый болт.
  3. Продеваем кабель с футболкой так, чтобы он совпадал с точками его крепления к каркасу.

  4. Вставляем трос в специальную прорезь на ручке тормоза и заправляем рубашку. Учтите, что при установке нового троса регулировку натяжения на тормозном рычаге необходимо полностью затянуть минус 1-1,5 оборота.

  5. Положение регулировки натяжения троса на суппорте устанавливается так же, как и на рычаге тормоза. Продеваем трос через отверстие на суппорте, вставляем в паз тросового зажима и затягиваем крепежный болт.

  6. Далее надеваем на конец кабеля заглушку и сжимаем ее. Это нужно для того, чтобы кабель не уходил.
  7. Далее приступаем к настройке, о которой рассказано ниже.

Закрепляем трос на суппорте

Регулировка гидравлических тормозов Регулировка дисковых тормозов Общие советы
Выровняйте колодки тормоза Выровняйте ротор тормоза Держите тормоза в чистоте
Отрегулируйте натяжение троса Отрегулируйте зазор между колодками и ротором Смазывайте подвижные части
Прокачайте систему, если есть воздух Очистите и обезжирьте ротор и колодки Используйте качественные компоненты
Замените изношенные колодки Замените изношенные колодки Периодически проверяйте и регулируйте тормоза
Отрегулируйте рычаги тормоза Отрегулируйте положение суппорта Используйте тормозные колодки, соответствующие ротору
Утечка жидкости может свидетельствовать о неисправности Согнутый ротор может привести к пульсации тормозов Не перегревайте тормоза

Интересные факты

  1. Калипер с 2 поршнями обеспечивает более равномерное распределение тормозного усилия, что снижает вибрацию и обеспечивает более плавное торможение.

  2. Использование минерального масла, а не DOT-жидкости, в гидравлических тормозахпозволяет избежать коррозии и улучшает производительность при низких температурах.

  3. Для обслуживания дисковых тормозов следует использовать специальную жидкость для промывки, которая удаляет воздух и примеси, обеспечивая оптимальную работу тормозов.

Регулировка и настройка дисковых гидравлических тормозов велосипеда.Регулировка и настройка дисковых гидравлических тормозов велосипеда.

2. Регулируем положение колодок

«Включите» тормоз, нажав на рычаги и поместив направляющую троса (C) в упор (D). Ослабьте фиксирующий болт блока (K) шестигранником. Нажимаем на рычаг фиксатором на краю и устанавливаем фиксатор так, чтобы:

  • приклеивается к ободу всей поверхностью
  • не трогал резину
  • расположен параллельно краю

В этом положении блок необходимо зафиксировать, затянув болт. При затяжке болта замок может сдвинуться, и его необходимо зафиксировать. Будет проще, если вы найдете помощника, который будет хватать и удерживать рычаг тормоза, когда вы затягиваете болт.

Если у вас визжат тормоза, попробуйте следующее.

Перед тем, как затянуть болт, поместите сложенный лист бумаги под заднюю часть (по направлению движения) обуви, затем затяните болт. Так колодки будут более плавно прижиматься к ободу при торможении (сначала спереди, потом сзади) и не будут «скрипеть».

Аналогичные операции проделываем со вторым блоком.

Настройка дисковых тормозов

Как правило, регулировка дискового тормоза заключается в периодическом подтягивании троса. Но часто приходится менять колодки, однако на дисковых тормозах они изнашиваются дольше, чем ободные. Для начала нужно выяснить, какие именно дисковые тормоза установлены на байке — регулировки тормозных колодок для гидравлической и механической системы будут разными.

Специалисты рекомендуют обратить внимание на следующие моменты:

  1. Если на вашем велосипеде установлены гидравлические дисковые тормоза, возможно, вам не придется заменять колодки — они могут сделать это сами. Но следует учитывать один нюанс: если водопроводная система закрыта, то придется регулировать колодки вручную — для этого предусмотрены специальные клапаны.
  2. Если вам нужно отрегулировать механические дисковые тормоза, вам нужно будет потянуть трос в соответствии с приведенными выше инструкциями и проверить положение колодок — расстояние между ними и диском должно быть в пределах 0,2-0,4 мм.
  3. Для регулировки колодок с механическими дисковыми тормозами нужно использовать специальные болты — затянув их, можно увидеть, как двигается колодка. При установке расстояния между колодкой и диском нужно соблюдать особую осторожность: 0,3 мм слишком мало, легко ошибиться.

Обязательно проверьте работу тормозной системы в действии после выполнения работы: проехать на байке несколько метров и попытаться затормозить. Если трос слишком натянут или колодки слишком близко к диску, произойдет слишком резкое торможение: это «сюрприз», когда велосипедист начинает двигаться вперед, но без своего автомобиля. Поэтому во время тест-драйва необходимо быть предельно внимательным и внимательным, при необходимости система дисковых тормозов перенастраивается с учетом предыдущих ошибок.

Какой инструмент может вам понадобиться?

Для настройки дисковых тормозов велосипеда вам понадобится лишь небольшой набор инструментов, таких как шестигранник или отвертка Torx. Современные велосипеды разработаны с учетом легкости обслуживания, поэтому вам не нужно беспокоиться о поиске специализированных аксессуаров и инструментов.

  • Подготовка

Перед началом регулировки тормозов убедитесь, что все остальные компоненты системы находятся на своих местах: колесо надежно закреплено в раме/вилке, ротор ровный, адаптер надежно прикручен к раме. В противном случае при торможении эти элементы могут сместиться и нарушить баланс.

  • Центрировка диска

Главная задача на этом этапе — убедиться, что диск находится точно по центру между тормозными колодками для равномерного износа. Обычно тормоза имеют регулировочную ручку с метками “in/out”, позволяющую легко настроить расстояние.

Если такой ручки нет, можно использовать болт с шестигранной головкой для регулировки. Для затяжки этого болта подойдет велосипедный шестигранник YC-267.

  • Регулировка расстояния до неподвижного блока

Расстояние до неподвижного блока регулируется аналогично с помощью болта Torx. Башмак следует приблизить к поверхности ротора, чтобы они слегка касались друг друга.

При вращении по часовой стрелке блок приближается к ротору, а против часовой стрелки — отдаляется.

  • Регулировка зазора для подвижного башмака

Сначала ослабьте болт, удерживающий натяжной трос в суппорте, чтобы можно было перемещать рычаг вручную.

Затем, вращая красный регулятор по и против часовой стрелки, установите положение рычага так, чтобы он захватывал ротор на половине хода.

  • Настройка троса

Вытяните тормозной трос и зафиксируйте его положение, затянув болт.

  • Регулировка положения рукоятки

С помощью черной скрутки на рычаге тормоза установите удобное расстояние от рукоятки до руля. При откручивании скрутки тормозной рычаг отходит от рукоятки, при нажатии — приближается.

Если не удается найти комфортное положение, вернитесь к шагу 5 и повторно затяните трос.

После настройки тормозов проверьте их работоспособность. Прокатитесь на велосипеде, чтобы убедиться, что тормоза реагируют как ожидается. Регулировка переднего и заднего тормозов одинакова, поэтому повторять процедуру не требуется.

Как ПРАВИЛЬНО настроить дисковые тормоза | Всего за 5 минут -  тормоза электросамоката - велосипедаКак ПРАВИЛЬНО настроить дисковые тормоза | Всего за 5 минут – тормоза электросамоката – велосипеда

Какие тормоза эффективнее?

Диски, по сравнению с ободом, должны быть предпочтительнее, потому что они имеют:

  • лучшая модуляция, что означает лучший контроль тормозной силы и, что еще проще, чувствительность отклика по сравнению с клещевым, консольным и клещевым;
  • меньше загрязнения. На ротор падает гораздо меньше грязи, влаги и снега, чем на обод;
  • на работу не влияет «восьмерка» на колесах, ведь обод для них не рабочая поверхность;
  • более длительный срок службы колесных дисков, так как основная изнашиваемая деталь — это ротор, который не нужно будет долго заменять.

Если сравнивать механические дисковые и гидравлические системы, приоритет следует отдавать гидравлике. Объясняется это тем, что используемый в механике трос, особенно не смазанный, при движении трется о рубашку. И наоборот, жидкость в тормозной магистрали движется без сопротивления, поэтому тормозить легко даже пальцем. Кроме того, тормозные колодки сжимаются сильнее, а затем отпускаются быстрее.

Какие тормоза наиболее эффективны

3. Выставляем рычаги симметрично

Для того чтобы обеспечить равномерный износ левых и правых колодок, необходимо поддерживать одинаковое расстояние до обода. Это регулируется с помощью натяжения пружин на тормозных рычагах. Для выравнивания усилия, возвращающего левый и правый тормозные рычаги в исходное положение, используйте регулировочные болты, расположенные у основания рычагов.

Поворачивая болт по часовой стрелке, вы можете затягивать пружину, а откручивая – ослаблять. После этого проверьте равномерность снятия колодок с обода, нажимая и отпуская тормоз. Затягивайте болты с обеих сторон, пока колодки не будут одинаково прижиматься к ободу при отпускании тормозного рычага.

4. Настраиваем положение тормозной ручки и натяжение тросика

Чтобы переместить тормозной рычаг ближе к рулевому колесу (например, чтобы вам не приходилось дотягиваться до него пальцами), затяните болт на тормозном рычаге.

В этом случае имейте в виду, что не следует приближать ручку к рулевому колесу. Он не должен касаться ручки, когда она полностью затянута.

Когда положение рычага тормоза установлено, остается отрегулировать натяжение троса. Задача — максимально приблизить колодки к ободу, оставив расстояние 2-3 миллиметра между колодкой и ободом.

Для этого можно натянуть трос двумя способами:

  • Для грубой регулировки, если трос очень ослаблен, а колодки далеко от обода: ослабьте болт, удерживающий трос в рычаге тормоза, затяните трос, затяните болт.
    Ослабляя болт, удерживайте рычаг и трос, чтобы трос не «соскользнул» и не нужно было снова вставлять его в гнездо.
  • для настройки используем регулировочный винт в месте выхода звена с тросом от тормозного рычага.
    Чтобы винт вращался свободно, ослабьте стопорную гайку, открутив ее против часовой стрелки. Поворачивая винт по часовой стрелке, ослабляем натяжение троса (колодки отходят от обода), откручивая против часовой стрелки, увеличиваем натяжение (колодки ближе к ободу). Когда колодки будут в желаемом положении, затяните контргайку.

Это все! Проверь как все работает. При необходимости отрегулируйте пружины рычага.

Советы по регулировке

Проверка тормозной системы: важные шаги для безопасности

При проверке тормозной системы велосипеда всегда начинайте с ротора, то есть диска. Открутите его от главной втулки и тщательно осмотрите на предмет повреждений, изгибов и деформаций. Во время торможения ротор подвергается значительным нагрузкам, что со временем может привести к его деформации. Положите ротор на плоскую поверхность (например, зеркало или стекло) и убедитесь, что он ровно ложится. Если замечаете, что ротор не лежит ровно, необходимо аккуратно исправить эту проблему.

Также важно проверить состояние тормозных колодок. Обратите внимание на наличие сколов и трещин. При значительном износе колодок их следует заменить, поскольку это расходный материал, который обычно не подлежит ремонту.

Особое внимание уделите тросам и оболочкам кабелей, так как они играют ключевую роль в работе тормозной системы. Если замечаете, что провода в кабеле порваны, необходимо заменить весь кабель, чтобы избежать возможности обрыва в месте повреждения. Разрыв троса происходит в момент максимальной нагрузки, часто в экстремальных условиях. Поэтому важно заменить поврежденный кабель до того, как он окончательно выйдет из строя. Появление дырок в тросе — плохой знак, чаще всего это признак того, что трос скоро порвется.



Пример исправного кабеля, который требует немедленной замены

Если у вас гидравлические тормоза, обязательно проверьте гидравлическую линию на наличие утечек и, при необходимости, замените тормозную жидкость.

Обрыв кабеля

Настройка и регулировка механических

Сразу после установки новой тормозной системы ее следует правильно отрегулировать. Причин для регулировки может быть множество: трение диска о колодки (часто сопровождается типичным «свистом»), ослабление рычага тормоза и т.д.

Порядок установки следующий:

  1. Все болты и крепления проверены. Все болты, соединяющие ротор со ступицей, должны быть надежно затянуты.
  2. Полностью ослабьте стопорную гайку и начните ее затягивать, оставив примерно 2 оборота до упора. Аналогичные настройки делаем на суппорте. Затем откручиваем защелку и рукой тянем трос, закручивая защелку на месте.



    Регулировка упора зажима
  3. Ослабьте все болты, которыми крепится устройство и адаптер. Если этот компонент труднодоступен, машину можно полностью разобрать, отрегулировать и переустановить.
  4. Подвижные и неподвижные части блока необходимо отрегулировать так, чтобы они находились точно относительно друг друга. Все части колодки должны находиться на одинаковом расстоянии от суппорта.
  5. То же самое и с суппортом — он должен быть точно совмещен с диском. Крепежные болты должны быть полностью ослаблены, суппорт должен быть выровнен, а болты должны быть затянуты.
  6. Практически всегда после всех этих действий возникает несоответствующее трение между диском и колодками. Эту проблему очень легко решить, выполнив регулировку механического тормоза. Регулируя натяжение троса на суппорте (если ротор трется о движущийся башмак) или поворачивая стопорную гайку (в случае трения до упора), можно достичь не только идеального положения ротора относительно башмака, но также и рычаг тормоза с оптимальным ходом.

Регулировка упора зажима

Устройство и принцип работы

Существует незначительное различие между принципами функционирования дисковых и механических тормозов. Однако их устройство имеет определенные различия. Давайте рассмотрим это пошагово, начиная с механического типа, который устроен следующим образом:

  1. Ручка тормоза. Она крепится к рулевому колесу с фиксатором для удобства отжима. Ее задача – передавать усилие на тормозные колодки, активируя их.
  2. Регулятор троса с контргайкой. Первый элемент служит для регулировки натяжения троса, второй – для обслуживания самого регулятора.
  3. Регулятор тормозного рычага предназначен для установки оптимального расстояния от руля.
  4. Оболочка кабеля защищает его от загрязнения и механических повреждений.
  5. Кабель крепится болтовым зажимом с возможностью регулировки.
  6. Механизм, который активирует трос при нажатии на него, называется калипером. Его функционирование невозможно без тормозных колодок – резиновых или металлических вставок, обеспечивающих надежное сцепление с диском.
  7. Прямо на диск (ротор). Он установлен на ступице колеса.

На рисунках 1 и 2 наглядно изображены все вышеупомянутые детали.

Рисунок № 1: Велосипедные тормоза

Рисунок №2: Внешний вид тормозного рычага с основными компонентами

Как настроить гидравлические дисковые тормоза


Причина регулировки гидравлики — появление посторонних шумов и скрипов, а также сопротивление движению колес. Есть простой тест: если колодки прилипнут к ротору, если вы раскрутите колесо подвешенного велосипеда, оно быстро остановится.

Процедура регулировки гидравлической системы велосипеда следующая.

  • Ослабьте болты суппорта, чтобы он стал подвижным;
  • Нажмите рычаг тормоза на велосипеде, чтобы прижать колодки к диску;
  • Проверить положение пробковых клапанов. Важно, чтобы они располагались симметрично относительно ротора;
  • Вверните винты на суппорт, не отпуская рычаг тормоза;
  • Последний шаг: отпустите ручку и проверьте правильность работы тормозной системы велосипеда. Необходимо, чтобы расстояние подшипников от ротора соответствовало толщине волос. В этом случае диск и колодки не должны соприкасаться друг с другом;
  • Если расстояние колодок от диска другое (в этом случае положение самого диска идеальное), то сделайте это. Для регулировки прижмите ротор к наиболее выступающей колодке и десять раз прокачивайте тормозной рычаг. Рекомендуется выполнять это действие с помощником. Один прижимает колодки дискового тормоза к ротору, другой успевает прокачать ручку;
  • Правильно отрегулируйте тормозной рычаг с помощью регулировочного шестигранника.

Тормозная система отрегулирована.

Как настроить сантехнику

1. Проверяем состояние тормозов

Вначале отпустим тормоз, как показано на изображении.

Проверьте движение троса (G) в звене (A), нажав и отпустив тормозной рычаг, затем потянув трос пальцем назад: движение должно быть плавным, без заеданий. При излишнем натяжении кабеля возможно его повреждение, оболочка или направляющая кабеля (C) могут быть загрязнены. В этом случае необходимо очистить или заменить их.

Оцените состояние колодок (J). На них должны присутствовать канавки для вывода грязи (поверхность колодки не должна быть гладкой). Потрескавшиеся колодки без канавок требуется заменить. Убедитесь, что колодки снабжены шайбами и установлены правильно.

При установке новых колодок следите за правильным порядком установки шайб.

Тормозные рычаги (I) должны свободно вращаться на своих местах и втягиваться после нажатия. Если рычаги двигаются с трудом, тормоз во время эксплуатации может заедать в закрытом положении, что может привести к износу колодки. В таком случае необходимо снять рычаги, очистить и смазать контактные точки, а затем установить их обратно.

При установке удостоверьтесь, что выступающий штифт на рычаге входит в отверстие в раме, а отверстия на левом и правом рычагах совпадают.

Настройка ободных тормозов

В горных велосипедах используется система V-Brake — на ее примере мы рассмотрим принципы настройки, так как она также доступна на других велосипедах с ободными тормозами. Разница может заключаться только в разном расположении болтов и винтов, которые нужно будет затягивать / затягивать.

Внимание: важно соблюдать три основных правила:

  • колодки должны быть параллельны ободу;
  • расстояние между ободом и колодкой не должно быть больше или меньше 1 мм;
  • колодки должны быть симметричны друг другу.

Как получить эти рекомендации при регулировке ободных тормозов на велосипеде:

  1. Вам нужно найти шестигранную гайку — закрепить колодки. Чтобы ослабить его и установить тормозные колодки в желаемое положение, вам нужно будет нажать на рычаг тормоза и наблюдать, как колодка касается обода. Отпустив тормозной рычаг, можно установить башмак в нужное положение: он перемещается вверх, вниз и в угол.
  2. Расстояние между колодкой и ободом колеса не должно быть более 1 мм, хотя в некоторых моделях велосипедов есть еще 2-3 мм — точную информацию о конкретном транспортном средстве можно получить из инструкции к нему или в Интернете по техническим характеристикам. Следует отметить, что торможение колес должно происходить даже при малейшем нажатии на тормозной рычаг. То есть, если колесо останавливается только тогда, когда тормозной рычаг полностью нажат «до упора», то это неверно.

После проведения всех указанных работ в обязательном порядке необходимо проверить работу тормозной системы. Сначала это делается как минимум: поднимите переднее колесо, поверните его и резко нажмите на ручку, затем проделайте то же самое с задним колесом. Следующим шагом будет проверка работы тормозной системы «в действии»: сядьте на байк и пройдите 3-5 метров, резко затормозив. Если велосипед останавливается даже при малейшем нажатии на тормозную ручку, это означает, что система была отремонтирована правильно.

Что желательно сделать перед регулировкой тормозов

Если вам требуется отрегулировать дисковые тормоза, которые уже долгое время использовались, перед началом настройки рекомендуется выполнить следующие подготовительные шаги:

Проверить ротор

Первым делом откручиваем тормозной ротор от ступицы и проверяем деформацию. Это можно сделать, поместив его на плоскую поверхность (стекло, зеркало и т.д.) и осмотрев. Если ротор болтается, его следует выровнять перед регулировкой дисковых тормозов. Если деформация незначительная, это можно сделать при регулировке тормозов.

Проверить колодки

Меняем тормозные накладки. Для этого находим на суппорте удлинитель и поочередно поворачиваем каждую накладку за язычок. Правильно выполненные действия позволят легко разобрать их. Затем осуществляем визуальный осмотр поверхности на предмет сколов. При обнаружении серьезных повреждений или износа необходимо заменить накладку.

Новые и изношенные тормозные колодки

Проверить состояние тросиков и рубашек

Этот предмет предназначен только для механики. Перед регулировкой механических дисковых тормозов на вашем велосипеде следует внимательно проверить состояние тросов и звеньев. Если кабель поврежден, то есть если он запутался, наблюдаются отдельные оборванные волокна, то его следует в обязательном порядке заменить. Неважно, меняется трос или нет, его необходимо смазать перед регулировкой тормоза. Также осматриваем оболочку кабеля. Если видны трещины или разрывы, их лучше заменить.

Изношенный кабель

Проверить состояние гидролинии на предмет утечек

Этот материал предназначен исключительно для любителей велосипедов и знатоков сантехники. Перед тем как приступить к настройке гидравлических дисковых тормозов на велосипеде, обязательно осмотрите тормозной шланг на наличие повреждений (рекомендуется заменить его, даже если повреждения кажутся незначительными), а также убедитесь, что нет утечек масла или тормозной жидкости в местах соединений гидравлической системы на уровне суппорта и главного цилиндра. Еще одной потенциальной точкой утечки тормозной жидкости является шток, соединяющий тормозной рычаг с поршнем (особенно если уплотнения протекают). После снятия тормозных колодок, обязательно проверьте, нет ли утечек на суппорте.

Удалить грязь и масло с тормозных колодок и ротора

Во время педалирования со временем грязь и масло накапливаются на роторе и тормозных колодках, что снижает эффективность торможения дисковой механики или гидравлики. Поэтому перед регулировкой дисковых тормозов снимите их с этих поверхностей. Для этого можно использовать мелкую наждачную бумагу. Снимите ротор с колеса и очистите поверхность с обеих сторон круговыми движениями. Точно такую ​​же операцию проделываем с подушечками (конечно, с одной стороны). Не усердствуйте, просто удалите тонкий слой. После завершения этой процедуры старайтесь не касаться колодок и ротора руками или масляными предметами.

Снимите ротор для очистки

Проверить правильность установки колеса

Проверьте правильность установки колеса. Оно должно быть точно перпендикулярно земле, без наклона в сторону. Чтобы выполнить эту процедуру, поместите велосипед на колеса, ослабьте эксцентрик и, удерживая велосипед ровно, нажмите рукой на седло, затем затяните эксцентрик.

Как отрегулировать дисковые механические тормоза на горном велосипеде

Механика постепенно уходит в историю. Сейчас его еще можно увидеть в бюджетной линейке российских Stels, Forward и Stern. Учитывая цену, говорить о принадлежности деталей тормозной системы мировым брендам, таким как Shimano и Sram, не приходится. Обычно это какой-то noname kit с минимумом настроек.

Еще один гвоздь в списке недостатков механических дисковых тормозов — их нужно чаще регулировать. Это потому, что одна из подушечек неподвижна. После стирания расстояние между ним и диском автоматически увеличивается. При этом колебания значений этого зазора должны быть незначительными, иначе фрикционные накладки будут изнашиваться неравномерно + страдает качество торможения.

Проверка готовности системы к регулировке

Давайте начнем с того, чтобы убедиться, что:

  • Адаптер, к которому прикреплен суппорт, надежно закреплен на раме или вилке (болты затянуты).
  • Ротор надежно прикручен к ступице и проверен.
  • Колесо установлено на велосипед, эксцентрики / гайки затянуты.
  • Овечка для регулировки натяжения троса откручивается не более чем на 1,5 оборота (находится рядом с ручкой или плоскогубцами).
  • Трос закреплен на подвижной руке станка.

Работа с калипером

Регулировка механических дисковых тормозов на горном велосипеде — это двухэтапный процесс: регулировка суппорта и регулировка тормозного рычага. Регулировка суппорта означает выравнивание колодок симметрично относительно диска, при этом зазоры должны быть минимальными.

При регулировке суппорта важно соблюдать последовательность действий:

  • Отцентрируйте машинку для стрижки. Ослабьте болты, которыми суппорт крепится к адаптеру, и, перемещая суппорт, найдите положение, при котором колодки будут равноудалены от диска и полностью параллельны ему. После центрирования станка наденьте его на адаптер, соблюдая правило равномерного затягивания: один болт поверните на ¼ оборота, затем другой, и повторите процедуру, описанную еще раз с первым и вторым креплением.
  • Выровняйте зазор между фиксированной колодкой и диском. Суппорт механического дискового тормоза любого типа имеет регулировочный болт или колесо для перемещения фиксированной колодки ближе / от диска. Здесь задача состоит в том, чтобы с помощью этой регулировки подвести блок как можно ближе к ротору, сохранив люфт. Самый простой способ сделать это — переместить фрикционную накладку ближе к диску, но так, чтобы она не сгибалась, и слегка ослабить болт, чтобы получить небольшой зазор.
  • Отрегулируйте расстояние между подвижным башмаком и ротором. На серьезных комплектах для этого предусмотрена специальная регулировка — болт, перемещающий замок независимо от натяжения троса. На бюджетных байках эта настройка сочетается с натяжением троса. Задача — установить одинаковый зазор между неподвижной фрикционной накладкой и диском.

Совет. Отрегулируйте свободный ход так, чтобы фрикционные накладки плотно захватывали диск в центре хода рычага тормоза. Для этого потребуется отрегулировать натяжение троса с помощью крыла и положение неподвижного башмака (чтобы сохранить симметрию относительно ротора).

Довожу до вашего сведения. Центрирование суппорта можно пропустить, если это было сделано ранее и колесо не было снято.

регулировка дисковых тормозов на велосипеде

Настройка хода тормозной ручки

Эта настройка позволяет изменить положение рычага при активации тормоза. Нет жестких правил относительно этого вопроса. Для кого-то удобнее, чтобы велосипед тормозил при легком нажатии на рычаг, в то время как другие предпочитают наличие небольшого свободного хода и плавного сцепления на середине хода рычага.

Регулировка осуществляется при помощи винта, находящегося в корпусе тормозного рычага. Окончательная настройка жесткости торможения выполняется с помощью винта с нарезанной головкой для натяжения троса.

Важно! После завершения всех настроек убедитесь, что тормозные колодки находятся на одинаковом расстоянии от ротора. Возможно, потребуется отрегулировать фиксированную фрикционную накладку.

Частные вопросы по механике

Как ослабить дисковый тормоз на велосипеде

Для настройки натяжителя барабана достаточно вращать его на определенное количество оборотов. Если ход недостаточен, ослабьте натяжение, отвернув гайку, которая фиксирует трос к зажиму. В случае необходимости, можно воспользоваться регулировочным болтом ручки.



Важно помнить о фиксации башмака. При снятии подвижного фрикционного уплотнения с помощью троса, переместите статическое уплотнение так, чтобы оно оставалось симметричным относительно ротора.

как отрегулировать гидравлические дисковые тормоза на велосипеде

Как натянуть

Чтобы ослабить трос, действуйте в обратном порядке, и вы получите желаемый результат.

Как сделать, чтобы тормоза хорошо тормозили

Для обеспечения долговечности тормозной системы рекомендуется применять высококачественные колодки и регулярно центрировать суппорт относительно ротора, чтобы минимизировать деформацию диска.

Особенности дисковой тормозной системы

Размеры дискового ротора следующие: 140 мм, 160, 180, 185, 200 и 220. Кроме того, чем больше диаметр, тем эффективнее торможение.

При этом не все велосипеды оснащены большим диском:

  • для горного велосипеда, предназначенного для спуска с холмов и путешествия по лесным дорогам, под размер ротора будет достаточно 160 и 180 мм;
  • маунтинбайк, используемый для фрирайда, то есть спусков с покрытых растительностью склонов, «предпочитает» диски 180 и 185 мм;
  • диски 200 и 220 мм подходят для горных спусков (скоростной спуск). Если вы хотите установить ротор большего размера, вам нужно будет заменить старое колесо на колесо с более короткими спицами.

Рычаг в механических дисковых тормозах намного проще, чем в дисковой гидравлике, в которой есть управляющий поршень. Гидравлические тормоза, помимо рукоятки, включают в себя гидравлическую магистраль и суппорт. Гидравлика мотоцикла может быть закрытой или с расширительным бачком, в который необходимо долить масло. Он прикреплен к ручке.

Видео: установка гидравлических дисковых тормозов

Основные отличия дисковых гидравлических и механических тормозов

Главное различие между гидравлическим и механическим типами тормозных систем заключается в способе передачи усилия, необходимого для активации. В случае механических систем это осуществляется через кабель, а в гидравлических – через жидкость. Тормозные жидкости, такие как тормозное или минеральное масло, могут использоваться в гидравлических системах в зависимости от производителя. Оба варианта имеют свои преимущества, и их принципиальное действие немного различается. На схеме № 3 ниже показано устройство гидравлической дисковой тормозной системы.

Основные элементы гидравлической дисковой тормозной системы

Удачи

Прежде, чем регулировать: подготовка к настройке

Решение отрегулировать дисковые тормоза на горном или шоссейном велосипеде будет успешным только в случае диагностики тормозной системы. Кстати, содержание диагностических мероприятий по гидравлике и механике будет другим. Мы уже говорили о том, чем гидравлические тормоза на велосипеде отличаются от механических.

Короче говоря, в гидравлическом контуре обе колодки проталкивают жидкость, воздействуя на поршни суппорта, что обеспечивает четкую модуляцию и плавный ход ручки. А в механике подвижна только фрикционная накладка. Его подводят к диску, потянув за трос с тормозным рычагом.

Однако, каким бы ни было срабатывание тормоза, стоит проверить:

  • Ротор деформацией. Для 100% уверенности в ровности диска лучше всего его открутить и положить на ровную поверхность. Приблизительную оценку можно сделать во время езды на велосипеде, повернув колесо и определив расстояние от обеих колодок через прорезь в суппорте. Фрикционные накладки должны находиться на одинаковом расстоянии от диска в любом положении.
  • Износ и целостность тормозных колодок. Снимите колодки, удалив шплинт, и оцените остаточную толщину фрикционного материала. На поверхности, контактирующей с диском, не должно быть отверстий и вмятин.
  • Очистка колодок и ротора. Не допускается наличие следов масла и скоплений грязи на их рабочих поверхностях. Для их очистки можно использовать мелкую наждачную бумагу (например «ноль») и тряпки, смоченные любым моющим средством (ацетон, нашатырный спирт…).
  • Положение ступицы колеса в дропаутах рамы / вилки. Втулка должна свободно входить в седло и упираться в сопрягаемую поверхность рамы или вилки. Искажений при установке не избежать, но они должны быть минимальными, практически незаметными. Микронный наклон сразу слышен на тормозах в виде шарканья ротора. Вот почему дисковые тормоза необходимо откалибровать после сборки колеса.

Не лишним будет взглянуть на состояние агрегата. При тросовых дисковых тормозах проверьте целостность троса. Конец не должен быть плетеным, а продолжительность не должна превышать 3 года. При замене кабеля меняйте рубашки. Смазывать его не обязательно, но если решите, делайте это только специальной смазкой, не притягивающей пыль.

Ничего не должно быть упущено по сантехнике. Слабыми местами являются соединения:

  1. Главный цилиндр — гидравлическая магистраль.
  2. Рычаг тормоза — Главный цилиндр.
  3. Захват гидролинии М

Эти суставы получили статус слабых из-за использования манжет, которые со временем сохнут и стекают.

Достоинства и недостатки гидравлических тормозов?

Одним из ключевых преимуществ является более плавное и комфортное торможение благодаря применению «мягкого» давления жидкости, обеспечивающее лучшее ощущение сцепления и контроля над усилием. Гидравлическая система обладает более длительным сроком службы за счет уменьшения риска перегрева. Кроме того, регулировка таких тормозов требуется значительно реже, чем у механических систем.

Однако существенным недостатком гидравлических тормозных систем является возможность повреждения (прорыва) гидравлической магистрали, что требует специализированного обслуживания.

Регулировка дисковых тормозов механического типа

механические тормоза необходимо регулировать, когда диск «карабкается», трется о колодку или когда торможение становится слабым.

  • Начнем с тормозного рычага: нажимаем до отказа. Если он доходит до пальцев, начинаем ограничивать его свободный ход: ослабляем стопорную гайку станка и перемещаем регулятор, затем затягиваем стопорную гайку и проверяем ход ручки. Если вам нужно слишком сильно ослабить винт, сначала ослабьте затяжку кабеля. Для этого откручиваем винт маятника суппорта и, вытащив трос, снова включаем.
  • Оцените расстояние между диском и пэдами — лучше всего при свете и на чистом фоне, чтобы вы могли его четко видеть. На рисунке справа ясно видно, что сама тормозная машина криво и для регулировки ослабляем винты, которыми тормоз крепится к вилке или адаптеру.
  • Затем ослабьте винты, чтобы тормоз двигался свободно.
  • После того, как суппорт стал подвижным, необходимо снова, как и вначале, «сжать» рычаг тормоза и зафиксировать его в этом состоянии, привязав к ручке полоской ткани или резинкой. Машинка для стрижки правильно отцентрирована на диске.
  • Только теперь закручиваем винты, которыми тормозная машина крепится к переходнику или вилке. Действуем строго по одному, равномерно закручивая винты, на 25% оборота. После этого отпустите ручку.

После этих мер достигается идеально равномерное взаимное положение диска и колодок без искажений. Настройка завершена!

ослабление троса затягиванием

Проводим настройку дисковых механических тормозов на велосипеде

При необходимости замены одного из элементов тормозной системы из-за поломки, вам потребуется выполнить ряд шагов для успешного решения этой задачи:

  1. Проверьте все крепежные элементы (болты). Если какой-то из них не надежно закреплен, он может потерять свою функциональность.
  2. Ослабьте стопорную гайку (не полностью), затяните регулятор натяжения троса на руле. Верните стопорную гайку в исходное положение. Повторите те же действия с регулировкой на суппорте. Потяните за кабель, ослабьте фиксатор. Когда достигнете нужного натяжения, закрепите крепеж.
  3. Разберите автомобиль.
  4. Одна подушечка неподвижна, другая подвижна. Важно, чтобы расстояние от центра паза суппорта было одинаковым для правильного позиционирования ротора. Фиксированный замок регулируется контргайкой. Ослабьте его, чтобы изменить положение элемента. Подвижный замок регулируется поворотом регулятора натяжения троса на захвате. Фиксируйте нестатический блок после достижения нужной позиции.
  5. Отрегулируйте суппорт, чтобы он был выровнен с ротором.

Все готово. Иногда ротор все еще может трется о блок при движении. Если так происходит, определите, какая колодка не закреплена должным образом (просто толкните велосипед). Отрегулируйте, как описано выше. Иногда причиной трения может быть деформация ротора, в таком случае его необходимо выровнять или заменить, если дефекты слишком серьезные.

Каждая система имеет ряд преимуществ и недостатков

Владелец, исходя из конструктивных данных и своих целей, подбирает для себя желаемый тип тормозной системы.

Однако своевременное обслуживание любой тормозной системы обеспечит долгую службу вашего мотоцикла и подарит массу незабываемых эмоций.

Но, прежде чем настраивать и регулировать тормозную систему вашего двухколесного транспортного средства, стоит обратить внимание на небольшой список рекомендаций.

Прежде всего, перед началом велосезона необходимо визуально осмотреть своего двухколесного «товарища». Любые механические повреждения, зазубрины, вмятины могут стать предпосылкой к серьезному ремонту.

Во-вторых, необходимо устранить все дефекты, даже самые мелкие. Ведь все детали имеют свойство изнашиваться.

Если байк в порядке, а на тормозной системе нет разного рода зазубрин и царапин, можно приступать к регулировке.

необходимо устранять даже самые мелкие дефекты

Прочие неисправности

Неэффективное торможение не всегда устраняется путем настройки тормозов. Существуют неисправности, требующие принятия других мер.

Выравнивание диска

Бывают ситуации, когда регулировка тормозов не приводит к положительным результатам. Это может произойти, если тормозной диск деформирован. Выправить его самостоятельно не составит труда. Для этого снимите его с велосипеда и положите на ровную поверхность. Также с помощью разводного ключа следует согнуть диск в направлении, противоположном изгибу. Все действия нужно проводить аккуратно, постоянно проверяя работу.

Если деформация диска не слишком велика, его можно оставить включенным и отрегулировать прямо на велосипеде. При этом следует помнить, что все инструменты должны быть абсолютно чистыми. По возможности желательно их обезжирить.

5. Проверяем и регулируем давление в гидравлической системе

Гидравлические тормоза велосипеда работают за счет давления в специальной жидкости, которое передается через трубки к тормозным колодкам. Для правильной работы тормозов необходимо периодически проверять и при необходимости регулировать давление в гидравлической системе.

Для начала проверки давления в гидравлической системе вам понадобится специальный манометр, предназначенный для измерения давления в тормозной системе. Прежде чем приступить к проверке, убедитесь, что велосипед установлен в горизонтальном положении, чтобы избежать искажения результатов.

Сначала необходимо открыть крышку резервуара гидравлической системы. Затем подключите манометр к порту для измерения давления. Плавно нажимайте на тормозной рычаг несколько раз, чтобы создать давление в системе, и зафиксируйте показания манометра.

Если давление в гидравлической системе не соответствует рекомендуемым значениям, необходимо произвести регулировку. Для этого используйте специальный инструмент – шприц для добавления или отсасывания жидкости из системы. Добавляйте или удаляйте жидкость, пока не достигнете необходимого давления.

После регулировки давления в гидравлической системе не забудьте закрыть крышку резервуара и проверить работу тормозов на велосипеде. Регулярная проверка и поддержание правильного давления в гидравлической системе помогут обеспечить эффективную работу тормозов и повысят безопасность во время катания.

Частые вопросы

Как регулировать гидравлические тормоза?

Для настройки гидравлического тормоза, ослабьте болты удерживающие суппорт на раме велосипеда, и несколько раз сильно нажмите на рычаг тормоза. Равномерно выдвигающиеся колодки сами отцентрируют калипер, относительно тормозного диска. Не отпуская ручку, затяните крепёжные болты.

Чем отличаются гидравлические тормоза от дисковых?

В отличии от механических дисковых тормозов в гидравлической системе усилие от тормозной ручки передается посредством тормозной жидкости. Тоесть усилие уже не механическое – тросик отсутствует, тянуть нечего. В гидролинии находится тормозная жидкость, которая толкает суппорты в тормозной машинке.

Как подтянуть тросик на дисковых тормозах?

Как подтянуть дисковые тормоза Нажимаем ручку до упора, в случае слишком большого хода ручки, надобно натянуть трос. На ручке тормоза и калипере есть установочные болты, которые можно использовать при мелкой регулировке. Крепежный винт троса к калиперу нужно открутить и подтянуть.

Как часто нужно прокачивать гидравлические тормоза?

Такая процедура, конечно, обойдётся дороже, чем замена тросика, но обычно её нужно проводить всего раз в полгода. Например, компания SRAM рекомендует прокачивать гидравлические тормоза каждые 6 месяцев, а в мануалах от Shimano никаких сроков не значится, но сказано, что жидкость нужно заменить, когда она теряет цвет.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Перед началом регулировки тормозов на велосипеде, убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты, такие как ключи для гексагональных болтов, отвертки и специальные инструменты для гидравлических тормозов.

СОВЕТ №2

При регулировке гидравлических тормозов важно следить за уровнем тормозной жидкости. При необходимости доливайте жидкость того же типа, который рекомендован производителем тормозов.

СОВЕТ №3

При регулировке дисковых тормозов обратите внимание на состояние тормозных колодок. При износе замените колодки на новые, чтобы обеспечить эффективное торможение.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации