Тормоза на велосипед: сравнение дисковых и ободных – выбор

В мире велосипедов существует множество важных деталей, на которые следует обратить внимание при выборе и настройке. Одним из ключевых элементов являются тормозные системы, которые влияют на безопасность и управляемость велосипеда. В данной статье мы рассмотрим сравнение дисковых и ободных тормозов, их преимущества и недостатки, а также рассмотрим особенности установки и регулировки обоих типов тормозов.

Особенности ободных тормозов, преимущества и недостатки

Что представляют собой ободные тормоза? Это пара тормозных накладок с высоким коэффициентом трения, устанавливаемых на обод колеса. Для активации тормозов используется рычаг, который передает усилие на колодки через трос. При нажатии на рычаг правильно настроенные колодки сжимаются, прижимаясь к ободу велосипеда и останавливая его движение. Ободные тормоза бывают трех типов, каждый из которых предназначен для определенных условий эксплуатации.

  • Консольные тормоза. Этот тип тормозов встречается редко и применяется в основном на велосипедах для кросс-кантри.
  • Тормоза суппорта. Чаще всего используются на шоссейных велосипедах.
  • U-тормоз. Это компактный тип тормоза, который часто устанавливается на велосипеды BMX.
  • V-brake. Самый распространенный вид ободных тормозов. Название происходит от формы рычагов, напоминающих букву V.

Однако у ободных тормозов есть недостатки, связанные как с состоянием велосипеда, так и с его конструкцией.

Тормозное устройство v велосипедный тормоз

«Минусы» v-brake тормозов

  1. Плохое торможение на мокрой и грязной дороге
  2. В грязных условиях на дороге как тормозные колодки, так и колесные диски подвергаются большему износу — грязь действует как абразив, стирая материал колодок и металл.
  3. В случае дисбаланса колеса и образования «восьмерки», связанной с неравномерным натяжением спиц, отдельные сегменты колеса постоянно трутся о тормозные колодки.
  4. Постоянная регулировка пружин рычага для экстремальных условий вождения.
  5. На длинных спусках, когда необходимо постоянно снижать скорость, обод сильно нагревается, что может даже вызвать разборку покрышки из-за размягчения резины.
  6. Специальное пространство на ободном тормозе предотвратит установку на велосипед широких ободов и шин.

Справедливости ради следует отметить, что неудовлетворительная работа накладок обода в 90% случаев зависит не от их низкого качества, а от неправильного монтажа и регулировки.

Характеристика Дисковые Ободные
Мощность Более мощные Менее мощные
Условия эксплуатации Эффективны в грязи и влажности Менее эффективны в грязи и влажности
Требование к обслуживанию Требуют меньше обслуживания Требуют большего обслуживания
Вес Более тяжелые Более легкие
Стоимость Более дорогие Более дешевые

«Плюсы» ободных тормозов вибрейк

  1. Доступная цена
  2. Легкий вес
  3. Простота конструкции и удобство обслуживания
  4. Возможность проведения ремонта вне специализированных мастерских, даже на дороге или в полевых условиях.
  5. Преимущества бюджетной заменяемости и эффективных тормозов при минимальных навыках.
  6. Широкое применение тормозов и относительная легкость приобретения как новых тормозов, так и их компонентов (ручки, тросы, колодки).

Мнение эксперта:

Эксперты отмечают, что при сравнении дисковых и ободных тормозов на велосипеде, дисковые тормоза обычно обладают более высокой эффективностью и надежностью. Они имеют лучшее сцепление с поверхностью и обеспечивают более плавное и предсказуемое торможение даже во влажных условиях. Кроме того, дисковые тормоза менее подвержены износу ободов колес, что увеличивает срок их службы. Однако, ободные тормоза легче в обслуживании и ремонте, что делает их более привлекательными для начинающих велосипедистов. В целом, выбор между дисковыми и ободными тормозами зависит от индивидуальных предпочтений и стиля катания каждого велосипедиста.

Как выбрать тормоза для велосипеда // Дисковые или ободные?Как выбрать тормоза для велосипеда // Дисковые или ободные?

Дисковые тормоза: особенности эксплуатации, плюсы и минусы

Дисковый тормоз работает так же, как его аналог на автомобиле: сила элемента управления (рычаг на руле велосипеда, педали на автомобиле) передается по тросу или гидравлике на дисковый ротор. Это позволяет ободу оставаться холодным из-за отсутствия трения при торможении, в отличие от использования накладок обода при вибрации, поскольку тормозной диск практически прикреплен к оси колеса и вращается вместе с ней.

Благодаря тому, что внешняя часть колеса не вмешивается при торможении, езда разрешена даже при наличии «восьмерки». Хотя, конечно, их нужно своевременно исправлять, своевременно подтягивая или ослабляя необходимые спицы.

Единственное, чего следует опасаться при использовании дискового тормоза на велосипеде, — это проникновение масла в рабочую поверхность, поэтому этому параметру следует уделить особое внимание.

В этом случае эффективность торможения снижается в несколько раз, для восстановления способности колодок блокировать тормозной диск их необходимо снять и смочить, затем просушить в спирте или ацетоне. Велосипедные дисковые тормоза практически не боятся грязи и воды, трещины и отверстия в диске позволяют устранить их при нажатии на тормозную колодку.

Наиболее важным положительным фактором при использовании дисковых тормозов является их модуляция: чувствительность к давлению тормозного рычага, расположенного на рулевом колесе. Отзывчивость ощущается сразу же, когда вы переключаетесь с велосипеда с ободными тормозами на велосипед с дисковыми тормозами. Обода имеют большую потерю силы в системе пружинных тормозных колодок троса рычаг-кожух-обод. Обратной связи нет, рука ощущает не давление колодок на обод, а сопротивление движению троса и пружин.

Поэтому, глядя на сильные стороны велосипедных дисковых тормозов, следует отметить

  • Возможность выхода за пределы наличия или отсутствия «восьмерки»
  • При дисковых тормозах обод не перегревается при длительном торможении (длительные спуски, сложные и ухабистые участки дороги)
  • Возможность использования в сложных и нестандартных условиях.
  • Длинный по сравнению с кругом — иногда продолжительность.
  • Хорошая модуляция

В случае дисковых тормозов модуляция является прямым следствием давления колодок на тормозной диск. Ваши пальцы даже ощущают легкие щелчки отверстий для дисков на тормозной колодке.

К недостаткам дисковых тормозов часто относят

  • Стоимость как системы в целом, так и отдельных ее частей выше, чем ободных тормозов.
  • Возможность ремонта только в мастерской: для снятия ротора и тормозной системы требуется специальный инструмент.
  • Значительное добавление веса к общему весу велосипеда.
  • Отсутствие универсальных деталей.
  • Негативное влияние на ступицу колеса при торможении дисковым тормозом из-за разнонаправленного вектора силы.

Отсутствие универсальности в деталях и способах их установки — это, пожалуй, самый большой «недостаток» дисковых тормозных систем. В свое время компании-производители не могли договориться о едином стандарте, поэтому во всем разнообразии моделей, продаваемых на рынке, практически невозможно найти запчасть от одной компании, которая подошла бы к велосипеду, производимому другой.

Даже поставить дисковый тормоз на байк с уже установленной ободной тормозной системой не получится, хотя бы просто из-за отсутствия посадочного места на оси колеса для тормозного диска. Доступные в продаже редкие модели с возможностью сдвоенной конфигурации с разными тормозными системами являются редким исключением и их цена существенно отличается от бюджетной.

Дисковые тормоза – как передается усилие с тормоза на обод

Переходя к более увлекательной теме, при использовании ободных тормозов сам обод служит для торможения, в то время как дисковые тормоза работают иначе. Тормозное усилие передается на ступицу, где находится тормозной диск, и на ось ступицы. После этого сила передается на обод через спицы. Кроме того, тормозная сила действует не в центр втулки, а сбоку, что отличает дисковые тормоза от ободных, где сила приложена в центре.

Интересный эффект дисковых тормозов продемонстрирован на изображении выше. Из-за того, что диаметр ротора значительно меньше диаметра обода, даже небольшое скольжение тормозного диска приводит к заметному смещению колеса.

Если тормозное усилие на дисковых тормозах значительно, конструкция начинает заметно перемещаться. Это особенно заметно на переднем колесе, где сила прикладывается к вилкам. Задние перья у велосипедов жестче, а обзор уменьшается.

Чтобы избежать перемещения велосипеда, конструкции укрепляют. Например, все знакомы с сайлентблоками – эксцентрики на осях заменены на более толстые. В вилку добавлено дополнительное усиление.

Это, во многом, искусственная проблема: дисковые тормоза переняты с мотоциклов и автомобилей. Там конструкция колес совсем иная, в основном, это монолитная конструкция, в то время как у автомобилей она симметрична. Прикладывание силы к тормозному диску практически не отличается от прикладывания силы к ободу.

Особенности дисковых тормозов проявляются на жестких вилках, характерных для шоссейных велосипедов, гравийных гонщиков и туристов. Дисковые тормоза противоречат идее о том, что вилка и рама велосипеда должны действовать как амортизатор.

Велосипедная вилка – также как и геометрия и материалы, влияют на управляемость, комфорт и скорость велосипеда.

Рама велосипеда: влияние геометрии и материалов рамы на управляемость, скорость и комфорт.

Особенности, преимущества и недостатки ободных и дисковых тормозов.

Распределение усилия дисковых тормозов велосипеда V-BRAKE -VS- DISC BRAKE / Какие тормоза лучше?V-BRAKE -VS- DISC BRAKE / Какие тормоза лучше?

Дисковые тормоза — улучшение эффективности работы на практике

При настройке дисковых тормозов важно иметь адекватные ожидания, то есть очень желательно испытать, как работают аналогичные тормоза. Без возможности сравнения сложно правильно отрегулировать дисковые тормоза.

Базовый список начальных действий:

  • Проверить совместимость тормозов и тормозных рычагов, бывает, что продавцы или производители поставляют условно совместимые комплектующие;
  • Проверьте все настройки тормозов и тормозных рычагов, возможно, в велосервисе. Тормозная система также включает тормозные тросы и кожухи.

Далее необходимо понять, возможно ли в принципе улучшить работу этих тормозов до необходимого уровня торможения в текущей конфигурации. Если есть возможность, то поменяйте тормозные колодки, если не поможет, поменяйте тормозные диски, возможно увеличив их диаметр. Кроме того, уже необходимо учитывать другие тормоза и тормозные рычаги. Как правило, смена колодок дает о себе знать, кроме того, важно понимать, что на шлифовку роторов и колодок нужно время.

Дисковые тормоза — влияние диаметра тормозного ротора на торможение — видео

В завершение представляем видеоиллюстрацию, демонстрирующую влияние изменения диаметра ротора дискового тормоза.

Дисковые тормоза: влияние диаметра тормозного ротора на эффективность торможения.

Российский рынок гравийных и туристических велосипедов занимает значительное место в гравийном сегменте страны. В данном обзоре представлена структура велосипедного рынка, популярные марки гравийных и туристических велосипедов, доступных на территории России, а также их дистрибьюторы. Рассмотрены основные аспекты ассортимента велосипедов от ведущих производителей: разнообразие моделей, их технические характеристики, включая материалы, используемые для изготовления рамы.

В отдельном разделе подробно рассмотрена сезонность поставок велосипедов. Также представлена информация о ценообразовании на гравийные и туристические велосипеды в России, стоимость которых начинается примерно от 50 000 рублей, а также о самых доступных моделях велосипедов для путешествий и велопутешествий, цены на которые варьируются в диапазоне от 20 000 до 40 000 рублей.

Как выбрать гравел или туринг

Выбирая байк, нужно ответить на несколько простых вопросов о том, как вы планируете ездить. Вопросы и комментарии к возможным ответам записаны в двух текстах на GRAVELO.

  1. Возникают очевидные вопросы: какие маршруты вы планируете путешествовать, какие ежедневные и общие расстояния, автономность путешествия, какова облегченность путешествия…
  2. Менее очевидно: собираетесь ли вы ездить компанией или в одиночку, в каких целях, в какое время…

Ответы на эти вопросы могут прояснить для вас очень важный момент: какой багаж вы собираетесь взять с собой на велосипед. Вес вашего багажа во многом определяет оптимальный для вас тип велосипеда…

КАКИЕ ТОРМОЗА ЛУЧШЕ? Гидра, механика, u-brake, brakeless, ножной?КАКИЕ ТОРМОЗА ЛУЧШЕ? Гидра, механика, u-brake, brakeless, ножной?

Тормоза на велосипеде — принципы торможения

Давайте начнем с общепринятого мнения. Когда вы тормозите на велосипеде, это происходит за счет трения, которое возникает в двух местах: в тормозах и между шинами и дорогой.

Давайте сначала обсудим торможение, так как именно здесь кроется секрет эффективности процесса. Также стоит обратить внимание на поведение шин на дорожном покрытии.

Чтобы понять принцип работы тормозов, важно знать две простые формулы из школьного курса физики, посвященного основам механики.

Сила торможения рассчитывается по формуле F = k * N, где:

  • F — сила торможения (в данном случае это сила трения);
  • k — коэффициент трения;
  • N — сила реакции.

Коэффициент трения k зависит от нескольких факторов:

  • Материалы тормозного диска и колодок (для дисковых тормозов) и их взаимодействие;
  • Площадь контакта между колодкой и диском;
  • Состояние диска и колодок;
  • Внешние условия, такие как дождь, грязь, нагрев от длительного торможения, износ и т. д.

Тормозные механизмы могут быть двух- или одночастными.

Сила реакции N представляет собой тормозную силу, действующую на суппорт, и зависит от типа и класса тормозов. Гидравлические тормоза обеспечивают более высокую силу, чем механические. Даже однотипные тормоза могут иметь различную силу, в зависимости от конструкции.

Следовательно, существует два способа улучшить торможение: улучшить контакт колодок с дисками и/или увеличить тормозную силу.

Вторая формула основана на том, что колесо вращается, и его замедляет не сила, а момент силы. Формула выглядит следующим образом: M = F * h, где:

  • M — момент силы;
  • F — тормозная сила (трение) из предыдущей формулы,
  • h — длина плеча.

Для дисковых тормозов плечо h равно радиусу тормозного диска — ротора. Существуют диски различных диаметров (140 мм, 160 мм, 180 мм, 203 мм) и некоторые менее распространенные (170 мм, 185 мм, 200 мм, 220 мм). Увеличение диаметра диска — третий способ улучшить торможение.

Для адаптации дисковых тормозов к разным диаметрам дисков используются специальные переходники.

Дисковые тормоза — как улучшить торможение

Следовательно, есть несколько способов улучшить торможение.

  1. Подбор материала тормозного диска;
  2. Подбор материала колодки;
  3. Увеличение площади колодок (теоретически);
  4. Увеличение диаметра тормозного диска;
  5. Повышенное усилие на тормозах (на суппортах);
  6. В случае однопоршневых тормозов (движется один суппорт) переключение на два поршня.

Ободные тормоза, отличия от дисковых тормозов

При использовании ободных тормозов торможение происходит благодаря трению между ободом и тормозными колодками.

Сила трения зависит от четырех основных параметров:

  • Материалы контактных элементов (диски и тормозные колодки);
  • Площадь контакта обода и тормозных колодок;
  • Состояние обода и тормозных колодок, включая отсутствие восьмерки;
  • Внешние факторы, такие как дождь, грязь, жара от интенсивного торможения, износ обода и тормозных колодок.

Однако, когда речь идет о силе, ситуация с ободными тормозами существенно отличается. Тормозное усилие при ободных тормозах напрямую передается на обод. Диаметр обода 700c (28 дюймов / 29 дюймов) составляет 622 мм, в то время как для обода 650b (27,5 дюйма) этот показатель равен 584 мм. Это означает, что силовой момент в случае ободных тормозов в 3-2,5 раза больше, чем у 203-миллиметровых дисковых тормозов. Следовательно, для достижения схожего эффекта торможения необходимо приложить гораздо меньше усилий на точке контакта, учитывая также более высокую линейную скорость в этой точке.

Выбор между механикой и гидравликой: что лучше

Механической системе передачи импульса силы на тормозную колодку путем нажатия на рычаг и перемещения троса в колпачке более десятка лет. Технология отработана и достигла определенного предела развития.

Особенности этой системы знакомы каждому, осталось только вспомнить основные принципы ее работы:

  1. При нажатии ручки рычага на руле велосипеда усилие передается на трос, его поступательное движение начинается внутри корпуса в направлении водителя.
  2. Потянув за тормозной трос за конец, противоположный рычагу, на ступице колеса, тормозная колодка в суппорте приводится в движение.
  3. Тормозная колодка, прижатая к диску ротора, предотвращает вращение велосипедного колеса
  4. Когда действие рычага на рулевом колесе ослабляется, тормозная колодка оттягивается от тормозного диска пружиной.

Здесь меньше приводов от руки к ротору, чем у V-Brake, поэтому модуляция кажется «живой».

Но затем начинаются «интересные вещи» в виде удлинения троса и его затрудненного перемещения внутри оболочки. Иногда даже заторы — если условия эксплуатации были близки к экстремальным, как в случае с грунтовыми дорогами в сельской местности. А если второй обработать смазкой, вводимой с течением времени, выдергивание троса можно до некоторой степени компенсировать поворотом регулировочных опорных винтов. И вы можете регулировать их до тех пор, пока хватит резьбы винта. Значит нужно поменять кабель.

Гидравлическая тормозная система велосипеда полностью избавлена ​​от этих недостатков. Правда, избавившись от одних, она, как часто бывает, обзавелась другими.

Видео. Механика vs гидравлика

Гидравлическая система и её элементы

  1. Емкость с маслом или специальной тормозной жидкостью.
  2. Маслопроводы высокого давления.
  3. Поршни тормозного цилиндра и сам тормозной цилиндр.

Действие гидравлического тормоза в дальнем приближении аналогично действию механического тормоза, только вместо троса, движущегося в оболочке, после воздействия на тормозной рычаг на рулевом колесе на тормозную жидкость передается импульс силы. Его сжатие через трубопровод действует на силовые поршни, которые, перемещаясь в цилиндре, передают усилие на тормозные колодки, останавливая велосипед.

Среди преимуществ перед механической дисковой тормозной системой у гидравлических тормозов более плавный ход колодок, чувствительная модуляция и полное отсутствие люфта.

Но регулировка гидравлических тормозов уже требует определенного навыка, приобретенного в процессе обучения или длительной экспериментальной практики.

Схема роботизированного гидравлического тормоза

Сравнение стоимости обслуживания дисковых и ободных тормозов

Ободные тормоза

Ободные тормоза являются более простыми в конструкции и обслуживании по сравнению с дисковыми. Замена тормозных колодок у ободных тормозов обычно происходит быстро и легко, и колодки сами по себе являются относительно недорогими. Однако, при интенсивном использовании велосипеда, ободные ободные тормоза могут требовать чаще замены колодок из-за износа ободов.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза имеют более сложную конструкцию, что может повлиять на стоимость обслуживания. Замена тормозных колодок у дисковых тормозов может быть более трудоемкой процедурой, особенно при необходимости регулировки тормозных дисков. Кроме того, дисковые тормоза требуют более точной настройки и обслуживания, что может потребовать обращения к специалисту и дополнительных затрат.

В целом, стоимость обслуживания дисковых тормозов может быть выше, чем у ободных, из-за более сложной конструкции и процесса замены деталей. Однако, при правильном уходе и обслуживании, обе системы тормозов могут быть надежными и эффективными на протяжении длительного времени.

Частые вопросы

Какие тормоза на велосипеде лучше ободные или дисковые?

Если вам велосипед требуется только в городе или для спокойных прогулок, то в целях экономии можно обойтись ободными тормозами. Но если вы любите экстремальную езду, для чего в первую очередь важна безопасность и надежность, то лучше остановиться на дисковых.

Какие тормоза самые лучшие для велосипеда?

Formula Cura 4.Hope Tech 3 E4.Shimano BL-Mt501 / Mt502.Shimano Deore M6000.CODE SRAM RSC.Clarks Clout 1.Formula Cura.Hayes Dominion A4.Ещё•27 дек. 2021 г.

Почему дисковые тормоза лучше?

Преимущества дисковых тормозов Износ легко обнаружить без посещения СТО. Простые рабочие алгоритмы при переустановке нового дискового тормоза. Бюджетный вариант, даже само производство намного выходит дешевле. Система способна обеспечить лучшее охлаждение и может рассеивать гораздо большую мощность.

Можно ли заменить ободные тормоза на дисковые?

Хотя в начальные времена дисковых тормозов были велосипеды (в основном для велокросса), которые могли совмещать эти форматы, в настоящее время шансы того, что вы сможете установить дисковые тормоза на ободную раму, практически равны нулю.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При выборе между дисковыми и ободными тормозами для велосипеда, учитывайте свои потребности и стиль катания. Дисковые тормоза обеспечивают лучшее торможение и работают эффективнее во влажных условиях, в то время как ободные тормоза легче и проще в обслуживании.

СОВЕТ №2

Перед покупкой велосипеда с дисковыми или ободными тормозами, обратите внимание на стоимость обслуживания. Дисковые тормоза требуют более сложного обслуживания и специализированных инструментов, что может увеличить расходы на техническое обслуживание.

СОВЕТ №3

При эксплуатации велосипеда с дисковыми тормозами, регулярно проверяйте состояние тормозных колодок и дисков. Изношенные колодки или диски могут снизить эффективность торможения и повлечь за собой опасные ситуации на дороге.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации