Настройка ручного тормоза на велосипеде: как установить гидравлические и дисковые для безопасности

Данная статья представляет собой подробное руководство по настройке ручного тормоза на велосипеде, особенностям установки передних гидравлических и дисковых тормозов. Вы узнаете, как правильно регулировать и настраивать дисковые механические тормоза от Shimano, а также различия между гидравлическими и механическими системами. Эта информация будет полезна всем владельцам велосипедов, желающим обеспечить безопасность и эффективность торможения на дороге или вне ее.

Устройство дисковых тормозов велосипеда

Дисковые тормоза на велосипеде предназначены для обеспечения безопасного и эффективного торможения. Они работают за счет преобразования кинетической энергии в тепловую путем трения специальных колодок о диск. В зависимости от привода, дисковые тормоза могут быть механическими или гидравлическими, оба варианта обладают схожим принципом работы, но имеют некоторые различия в устройстве.

Дисковые механические тормоза велосипеда

Механика диска имеет следующую конструкцию.

  1. Ручка тормоза. Он устанавливается на руль (фиксируется зажимом) велосипеда и предназначен для передачи силы давления руки на тормозные колодки.
  2. Регулятор троса с контргайкой. Регулятор троса предназначен для изменения силы натяжения троса механического дискового тормоза. Контргайка — для фиксации регулятора.
  3. Регулятор тормозного рычага. Позволяет регулировать расстояние от рычага тормоза до руля, таким образом позволяя установить удобное положение прямо под длину пальцев водителя.
  4. Плетеная рубашка. Он служит для защиты кабеля от повреждений и грязи.
  5. Кабель. Необходимо передать движение тормозного рычага на тормозной суппорт.
  6. Держатель кабеля. Точка, в которой кабель фиксируется и фиксируется фиксирующим болтом.
  7. Калибр. Механизм, активирующий тормозные колодки при натяжении троса.
  8. Тормозные колодки. Это металлические площадки, на которые наносится органическое или металлизированное вещество. Они вставляются в суппорт.
  9. Адаптер. Он служит своеобразной прослойкой между суппортом и рамой велосипеда.
  10. Ротор (тормозной диск). Установлен на ступицу колеса.

Ручка тормоза

Тип тормоза Настройка Инструменты
Гидравлический дисковый 1. Ослабьте болты крепления суппорта. 2. Отцентруйте суппорт относительно ротора. 3. Затяните болты суппорта. 4. Отпустите ручку тормоза и заново затяните болты суппорта. 5. Настройте зазор между колодками и ротором с помощью регулировочного винта. Шестигранный ключ, плоскогубцы
Механический дисковый 1. Ослабьте болты крепления суппорта. 2. Отцентрируйте суппорт относительно ротора. 3. Затяните болты суппорта. 4. Настройте натяжение троса с помощью регулировочного барабана. Шестигранный ключ, отвертка

Дисковые гидравлические тормоза велосипеда

Гидравлическая система дискового тормоза имеет сходство с механическими вариантами, но отличается передачей усилия на колодки через специальную жидкость. На тормозах Avid, Hayes, Helix используется тормозная жидкость DOT4, а на тормозах Shimano – минеральное масло. Давайте рассмотрим устройство гидравлического дискового тормоза.

  1. Ручка тормоза. Она запускает поршень, который передает давление на тормозную жидкость.
  2. Регулятор тормозного рычага. Позволяет регулировать положение ручки относительно руля.
  3. Главный цилиндр. Состоит из нескольких компонентов, включая расширительный бачок с крышкой для жидкости, поршень с манжетой и возвратной пружиной.
  4. Гидравлическая линия. Прочная трубка, соединяющая главный цилиндр и суппорт.
  5. Калипер. Механизм, активирующий поршни при появлении давления в системе, сжимающие тормозные колодки.
  6. Тормозные колодки. Преобразуют силу трения в тепловую энергию, обеспечивая остановку велосипеда.
  7. Адаптер. Деталь, соединяющая тормозной суппорт с вилкой или рамой велосипеда.
  8. Ротор. Металлический диск, на который нажимают колодки при активации тормоза.

Гидравлика

Мнение эксперта:

Эксперты рекомендуют следующие шаги для настройки ручного тормоза на велосипеде с гидравлическими и дисковыми механизмами. Сначала необходимо убедиться, что гидравлическая система не имеет утечек и тормозные колодки находятся в хорошем состоянии. Затем следует правильно настроить положение тормозных рычагов и длину троса, чтобы обеспечить оптимальное сцепление колодок с дисками. Важно также проверить давление в гидравлической системе и при необходимости провести ее обслуживание. После настройки тормозов рекомендуется провести тестовый выезд для проверки эффективности и плавности их работы.

Настройка дисковых гидравлических тормозов на велосипедеНастройка дисковых гидравлических тормозов на велосипеде

Что желательно сделать перед регулировкой тормозов

При необходимости регулировки дисковых тормозов, которые уже некоторое время эксплуатируются, перед проведением регулировки желательно провести следующие подготовительные работы:

Проверить ротор

Сначала откручиваем тормозной ротор от ступицы и проверяем его на предмет деформации. Для этого удобно поместить его на ровную поверхность (например, стекло или зеркало) и внимательно осмотреть. Если ротор шатается, необходимо произвести выправку перед настройкой дискового тормоза. В случае незначительной деформации, это можно сделать в процессе регулировки тормозов.

Проверить колодки

Снимаем тормозные колодки. Для этого находим на суппорте удлинитель и каждую колодку поворачиваем по очереди за язычок. Если все сделать правильно, разобрать их не составит труда. Далее проводим визуальный осмотр поверхности на предмет сколов. В случае серьезного повреждения или износа колодку необходимо заменить.

Новые и изношенные тормозные колодки

Проверить состояние тросиков и рубашек

Этот материал предназначен для тех, кто умеет обращаться с механикой. Перед настройкой механических дисковых тормозов на велосипеде важно внимательно проверить состояние тросов и звеньев. Если кабель поврежден – запутан, имеет оборванные волокна, его необходимо немедленно заменить. Независимо от замены кабеля, перед настройкой тормоза его следует смазать. Также важно проверить оболочку кабеля на наличие трещин или разрывов, при обнаружении которых лучше их заменить.

Изношенный кабель

Проверить состояние гидролинии на предмет утечек

Этот предмет предназначен только для сантехники. Перед регулировкой гидравлических дисковых тормозов велосипеда осмотрите тормозной шланг на предмет повреждений (рекомендуется заменить его, даже если повреждение незначительное), а также проверьте наличие утечек масла / тормозной жидкости в соединениях гидравлической системы на уровне суппорта и главный цилиндр. Еще одно место, где тормозная жидкость может отравиться, — это шток, идущий от тормозного рычага к поршню (если манжеты протекают). Что ж, после снятия тормозных колодок проверьте, нет ли протечек на суппорте.

Удалить грязь и масло с тормозных колодок и ротора

Во время кручения педалей грязь и масло могут скапливаться на роторе и тормозных колодках, что уменьшает эффективность торможения дисковых тормозов, будь то механические или гидравлические. Перед настройкой дисковых тормозов необходимо снять их с этих поверхностей. Для этой цели можно воспользоваться мелкой наждачной бумагой. Снимите ротор с колеса и тщательно очистите обе стороны поверхности круговыми движениями. То же самое проделайте с накладками (одной стороны, разумеется). Не нужно слишком усердствовать, просто удалите тонкий слой. После завершения этой процедуры старайтесь избегать контакта с колодками и ротором руками или предметами, покрытыми маслом.

Снимите ротор для очистки

Проверить правильность установки колеса

Определите, правильно ли установлено колесо. Он должен быть четко перпендикулярен земле, без наклона в сторону. Для этого наденьте велосипед на колеса, ослабьте эксцентрик и, нажимая рукой на седло (удерживая велосипед ровно), затяните эксцентрик.

Интересные факты

  1. Регулировка натяжения троса влияет на эффективность торможения.Правильное натяжение троса позволяет колесу полностью заблокироваться при максимальном нажатии на ручку тормоза, обеспечивая оптимальную тормозную мощность.
  2. Гидравлические дисковые тормоза обеспечивают лучший контроль и чувствительность.Жидкость, передающая силу от ручки тормоза к тормозным колодкам, устраняет трение и обеспечивает моментальное и точное торможение.
  3. Неправильная установка дисковых тормозов может привести к повреждению роторов и колодок.Неправильный зазор между колодками и ротором или отсутствие параллельности могут вызвать преждевременный износ и снижение эффективности.
Как установить, настроить и притереть дисковый механический тормоз.  Roll All Day FAQ BikeКак установить, настроить и притереть дисковый механический тормоз. Roll All Day FAQ Bike

Регулируем положение колодок

«Активируйте» тормоз, нажав на рычаги и поместив направляющую троса (C) в упор (D). Ослабьте крепёжный болт блока (K) при помощи шестигранника. Нажмите на рычаг фиксатором на краю и установите его так, чтобы:

  • полностью прилегал к ободу
  • не задевал резину
  • был параллелен краю

В этом положении необходимо закрепить блок, затянув болт. При затягивании болта замок может сдвинуться, его следует зафиксировать. Будет удобнее, если у вас будет помощник, который будет удерживать рычаг тормоза, пока вы затягиваете болт.

Если ваши тормоза визжат, попробуйте следующее.

Прежде чем затянуть болт, поместите сложенный лист бумаги под заднюю часть (в направлении движения) обуви, затем затяните болт. Таким образом, колодки будут более плавно прижиматься к ободу при торможении (сначала спереди, затем сзади) и не будут «скрипеть».

Повторите те же действия с вторым блоком.

Настройка дисковых тормозов

Как правило, регулировка дискового тормоза заключается в периодическом подтягивании троса. Но часто приходится менять колодки, однако на дисковых тормозах они изнашиваются дольше, чем ободные. Для начала нужно выяснить, какие именно дисковые тормоза установлены на байке — регулировки тормозных колодок для гидравлической и механической системы будут разными.

Специалисты рекомендуют обратить внимание на следующие моменты:

  1. Если на вашем велосипеде установлены гидравлические дисковые тормоза, возможно, вам не придется заменять колодки — они могут сделать это сами. Но следует учитывать один нюанс: если водопроводная система закрыта, то придется регулировать колодки вручную — для этого предусмотрены специальные клапаны.
  2. Если вам нужно отрегулировать механические дисковые тормоза, вам нужно будет потянуть трос в соответствии с приведенными выше инструкциями и проверить положение колодок — расстояние между ними и диском должно быть в пределах 0,2-0,4 мм.
  3. Для регулировки колодок с механическими дисковыми тормозами нужно использовать специальные болты — затянув их, можно увидеть, как двигается колодка. При установке расстояния между колодкой и диском нужно соблюдать особую осторожность: 0,3 мм слишком мало, легко ошибиться.

Обязательно проверьте работу тормозной системы в действии после выполнения работы: проехать на байке несколько метров и попытаться затормозить. Если трос слишком натянут или колодки слишком близко к диску, произойдет слишком резкое торможение: это «сюрприз», когда велосипедист начинает двигаться вперед, но без своего автомобиля. Поэтому во время тест-драйва необходимо быть предельно внимательным и внимательным, при необходимости система дисковых тормозов перенастраивается с учетом предыдущих ошибок.

1. Проверяем состояние тормозов

Сначала отпустите тормоз, как показано на изображении.

Проверьте свободное движение троса (G) в звене (A), нажимая и отпуская тормозной рычаг и тянув трос пальцем назад: движение должно быть плавным, без заеданий. При излишнем натяжении кабеля возможно его повреждение, оболочка или направляющая кабеля (C) могут быть загрязнены. Необходимо очистить или заменить их.

Оцените состояние колодок (J). На них должны быть заметны канавки для удаления грязи (поверхность колодки не должна быть гладкой). Изношенные колодки без канавок требуется заменить. Убедитесь, что колодки снабжены шайбами и правильно установлены.

При установке новых колодок следите за правильным порядком установки шайб.

Тормозные рычаги (I) должны свободно вращаться на своих местах и втягиваться после нажатия. Если движение затруднено, тормоз во время эксплуатации может заедать в закрытом положении, что может привести к износу колодки. В таком случае можно снять рычаги, очистить и смазать точки контакта и установить их обратно.

При установке убедитесь, что выступающий штифт на рычаге входит в отверстие в раме, а отверстия на левом и правом рычаге совпадают.

Настройка ободных тормозов

В горных велосипедах используется система V-Brake — на ее примере мы рассмотрим принципы настройки, так как она также доступна на других велосипедах с ободными тормозами. Разница может заключаться только в разном расположении болтов и винтов, которые нужно будет затягивать / затягивать.

Внимание: важно соблюдать три основных правила:

  • колодки должны быть параллельны ободу;
  • расстояние между ободом и колодкой не должно быть больше или меньше 1 мм;
  • колодки должны быть симметричны друг другу.

Как получить эти рекомендации при регулировке ободных тормозов на велосипеде:

  1. Вам нужно найти шестигранную гайку — закрепить колодки. Чтобы ослабить его и установить тормозные колодки в желаемое положение, вам нужно будет нажать на рычаг тормоза и наблюдать, как колодка касается обода. Отпустив тормозной рычаг, можно установить башмак в нужное положение: он перемещается вверх, вниз и в угол.
  2. Расстояние между колодкой и ободом колеса не должно быть более 1 мм, хотя в некоторых моделях велосипедов есть еще 2-3 мм — точную информацию о конкретном транспортном средстве можно получить из инструкции к нему или в Интернете по техническим характеристикам. Следует отметить, что торможение колес должно происходить даже при малейшем нажатии на тормозной рычаг. То есть, если колесо останавливается только тогда, когда тормозной рычаг полностью нажат «до упора», то это неверно.

После проведения всех указанных работ в обязательном порядке необходимо проверить работу тормозной системы. Сначала это делается как минимум: поднимите переднее колесо, поверните его и резко нажмите на ручку, затем проделайте то же самое с задним колесом. Следующим шагом будет проверка работы тормозной системы «в действии»: сядьте на байк и пройдите 3-5 метров, резко затормозив. Если велосипед останавливается даже при малейшем нажатии на тормозную ручку, это означает, что система была отремонтирована правильно.

Как ПРАВИЛЬНО настроить дисковые тормоза | Всего за 5 минут -  тормоза электросамоката - велосипедаКак ПРАВИЛЬНО настроить дисковые тормоза | Всего за 5 минут – тормоза электросамоката – велосипеда

Какой инструмент может вам понадобиться?

Для настройки дисковых тормозов велосипеда вам понадобится лишь небольшой набор инструментов, таких как шестигранник или отвертка Torx. Современные велосипеды разработаны с учетом удобства обслуживания, поэтому вам не нужно беспокоиться о поиске необходимых аксессуаров и инструментов.

  • Подготовка

Перед началом настройки тормозов убедитесь, что все компоненты системы находятся на своих местах: колесо надежно закреплено, ротор ровный, адаптер крепится к раме. В противном случае при торможении эти элементы могут сместиться и нарушить баланс.

  • Центрирование диска

Главная цель на этом этапе — убедиться, что диск находится точно по центру между тормозными колодками для равномерного износа. Обычно тормоза имеют регулировочную ручку с маркировкой in / out для этой цели.

Если такой ручки нет, используйте болт с шестигранной головкой для регулировки. Для затяжки этого болта рекомендуется использовать велосипедный шестигранник YC-267.

  • Регулировка расстояния до неподвижного блока

Расстояние до неподвижного блока регулируется аналогично с помощью болта Torx. Башмак следует приблизить к ротору, чтобы они слегка касались друг друга.

При вращении по часовой стрелке блок приближается к ротору, а против часовой стрелки — отдаляется.

  • Регулировка зазора для подвижного башмака

Сначала ослабьте болт, удерживающий трос в суппорте, чтобы можно было перемещать рычаг регулировки. Затем, вращая красный регулятор, установите положение рычага так, чтобы он захватывал ротор на половине хода.

  • Настройка троса

Вытяните тормозной трос и зафиксируйте его положение, затянув болт.

  • Регулировка положения рукоятки

С помощью черной скрутки на рычаге тормоза установите удобное расстояние от рукоятки до руля. При откручивании скрутки рычаг отходит от рукоятки при торможении.

Если не удовлетворены положением, вернитесь к шагу 5 и повторно затяните трос.

После настройки тормозов проверьте их работоспособность. Прокатитесь на велосипеде, чтобы убедиться, что тормоза реагируют как ожидается. Передний и задний тормозы регулируются одинаково, поэтому повторять процедуру не требуется.

Как установить новый дисковый механический тормоз

  1. Крепим рычаг тормоза к рулю так, чтобы он находился в одной плоскости с вашим предплечьем. При необходимости отрегулируйте расстояние от ручки до ручки, при котором, взяв руль всей рукой, вы обычно можете дотянуться до него указательным пальцем.

  2. Устанавливаем переходник на раму и затягиваем болты до полной затяжки, поочередно затягивая каждый болт.
  3. Продеваем кабель с футболкой так, чтобы он совпадал с точками его крепления к каркасу.

  4. Вставляем трос в специальную прорезь на ручке тормоза и заправляем рубашку. Учтите, что при установке нового троса регулировку натяжения на тормозном рычаге необходимо полностью затянуть минус 1-1,5 оборота.

  5. Положение регулировки натяжения троса на суппорте устанавливается так же, как и на рычаге тормоза. Продеваем трос через отверстие на суппорте, вставляем в паз тросового зажима и затягиваем крепежный болт.

  6. Далее надеваем на конец кабеля заглушку и сжимаем ее. Это нужно для того, чтобы кабель не уходил.
  7. Далее приступаем к настройке, о которой рассказано ниже.

Закрепляем трос на суппорте

Прочие неисправности

Неэффективная работа тормозов не всегда устраняется путем простой настройки. Иногда необходимы иные меры для устранения неисправностей.

Выравнивание диска

Бывают ситуации, когда регулировка тормозов не приводит к положительным результатам. Это может произойти, если тормозной диск деформирован. Выправить его самостоятельно не составит труда. Для этого снимите его с велосипеда и положите на ровную поверхность. Также с помощью разводного ключа следует согнуть диск в направлении, противоположном изгибу. Все действия нужно проводить аккуратно, постоянно проверяя работу.

Если деформация диска не слишком велика, его можно оставить включенным и отрегулировать прямо на велосипеде. При этом следует помнить, что все инструменты должны быть абсолютно чистыми. По возможности желательно их обезжирить.

Особенности дисковой тормозной системы

Размеры дискового ротора варьируются: 140 мм, 160 мм, 180 мм, 185 мм, 200 мм и 220 мм. Увеличение диаметра способствует повышению эффективности торможения.

Однако не все виды велосипедов оснащены крупными дисками:

  • Горные велосипеды, предназначенные для спусков с горок и поездок по лесистым тропам, обычно используют роторы размером 160 мм и 180 мм;
  • Маунтинбайки, предназначенные для фрирайда, т.е. спусков с покрытых растительностью склонов, предпочитают диски размером 180 мм и 185 мм;
  • Роторы 200 мм и 220 мм подходят для экстремальных горных спусков (скоростной спуск). При установке более крупного ротора потребуется замена колеса на колесо с короткими спицами.

Механические дисковые тормоза имеют более простой рычаг по сравнению с гидравлическими, где присутствует управляющий поршень. Гидравлические тормоза включают в себя гидравлическую магистраль и суппорт, помимо рукоятки. Гидравлическая система может быть с закрытой гидравлической магистралью или с расширительным бачком, который требует дозаправки маслом и присоединен к рукоятке.

Выставляем рычаги симметрично

Чтобы левая и правая колодки изнашивались равномерно, они должны находиться на одинаковом расстоянии от обода. Регулируется натяжением пружин на тормозных рычагах. Чтобы уравнять усилие, которое возвращает левый и правый тормозные рычаги в исходное положение, используйте регулировочные болты, расположенные в основании рычагов.

Поворачивая болт по часовой стрелке, закручиваем пружину, откручиваем — ослабляем. Нажимая и отпуская тормоз, проверяем равномерность снятия колодок с обода. Затягивайте болты с левой и правой стороны до тех пор, пока колодки не выйдут на одинаковое расстояние при отпускании рычага тормоза.

Проводим настройку дисковых механических тормозов на велосипеде

При необходимости замены одного из элементов тормозной системы из-за поломки, важно следовать определенной последовательности действий. Вот несколько шагов, которые помогут вам быстро и эффективно выполнить эту задачу:

  1. Проверьте все крепежные элементы (болты). Если какой-то из них слабо закручен, он может потерять свою функциональность.
  2. Ослабьте стопорную гайку (не полностью, а лишь для разблокировки), затем подтяните регулятор натяжения троса на руле. Верните стопорную гайку в исходное положение (закрепите). Повторите те же действия с регулировкой на суппорте. Ослабьте фиксатор, потяните за кабель. Когда достигнете нужного натяжения, закрепите крепеж.
  3. Разберите автомобиль.
  4. Одна из подушечек неподвижна, а другая подвижна. Важно, чтобы центр паза суппорта был одинаков для правильного позиционирования ротора. Фиксированный замок регулируется контргайкой. Ослабьте ее, чтобы изменить положение элемента при необходимости. Подвижный замок регулируется поворотом регулятора натяжения троса на захвате. После достижения нужной позиции, закрепите подвижный блок.
  5. Произведите регулировку суппорта, чтобы он был выровнен с ротором.

Все готово. Иногда ротор все еще может трется о блок во время движения. Если колодки не выровнены правильно, определите, какая из них не закреплена должным образом (просто толкните велосипед, чтобы увидеть), и отрегулируйте, как описано выше. Иногда трение может быть вызвано деформацией ротора, который также требует выправки. В случае серьезных дефектов, лучше заменить его.

Прежде, чем регулировать: подготовка к настройке

Решение отрегулировать дисковые тормоза на горном или шоссейном велосипеде будет успешным только в случае диагностики тормозной системы. Кстати, содержание диагностических мероприятий по гидравлике и механике будет другим. Мы уже говорили о том, чем гидравлические тормоза на велосипеде отличаются от механических.

Короче говоря, в гидравлическом контуре обе колодки проталкивают жидкость, воздействуя на поршни суппорта, что обеспечивает четкую модуляцию и плавный ход ручки. А в механике подвижна только фрикционная накладка. Его подводят к диску, потянув за трос с тормозным рычагом.

Однако, каким бы ни было срабатывание тормоза, стоит проверить:

  • Ротор деформацией. Для 100% уверенности в ровности диска лучше всего его открутить и положить на ровную поверхность. Приблизительную оценку можно сделать во время езды на велосипеде, повернув колесо и определив расстояние от обеих колодок через прорезь в суппорте. Фрикционные накладки должны находиться на одинаковом расстоянии от диска в любом положении.
  • Износ и целостность тормозных колодок. Снимите колодки, удалив шплинт, и оцените остаточную толщину фрикционного материала. На поверхности, контактирующей с диском, не должно быть отверстий и вмятин.
  • Очистка колодок и ротора. Не допускается наличие следов масла и скоплений грязи на их рабочих поверхностях. Для их очистки можно использовать мелкую наждачную бумагу (например «ноль») и тряпки, смоченные любым моющим средством (ацетон, нашатырный спирт…).
  • Положение ступицы колеса в дропаутах рамы / вилки. Втулка должна свободно входить в седло и упираться в сопрягаемую поверхность рамы или вилки. Искажений при установке не избежать, но они должны быть минимальными, практически незаметными. Микронный наклон сразу слышен на тормозах в виде шарканья ротора. Вот почему дисковые тормоза необходимо откалибровать после сборки колеса.

Не лишним будет взглянуть на состояние агрегата. При тросовых дисковых тормозах проверьте целостность троса. Конец не должен быть плетеным, а продолжительность не должна превышать 3 года. При замене кабеля меняйте рубашки. Смазывать его не обязательно, но если решите, делайте это только специальной смазкой, не притягивающей пыль.

Ничего не должно быть упущено по сантехнике. Слабыми местами являются соединения:

  1. Главный цилиндр — гидравлическая магистраль.
  2. Рычаг тормоза — Главный цилиндр.
  3. Захват гидролинии М

Эти суставы получили статус слабых из-за использования манжет, которые со временем сохнут и стекают.

Как настроить дисковые механические тормоза велосипеда

Настройка механических дисковых тормозов требуется в следующих случаях: после установки новых деталей тормозной системы, если ротор трется о колодки, для устранения излишнего хода тормозного рычага и других ситуаций.

  1. Проверьте затяжку болтовых соединений переходника к раме и ротора к втулке.
  2. Ослабьте контргайку и подтяните регулятор натяжения троса на руле на 1-1,5 оборота. Затем затяните контргайку. Повторите процедуру с регулятором на суппорте. Ослабьте фиксатор кабеля, потяните за кабель и затяните фиксирующий болт. (Если уже делали это при установке нового тормоза, повторять не нужно).
  3. Разберите крепление машины к адаптеру (можно снять для удобства).
  4. Отрегулируйте положение статической и подвижной колодок для равномерного расположения относительно центра суппорта. Для статической колодки ослабьте стопорную гайку и поверните болт. Для подвижной – поверните регулятор натяжения троса. Затяните фиксатор статической колодки. Переустановите машинку для стрижки, но не затягивайте болты.
  5. Настройте положение суппорта относительно диска. Ослабьте болты, дайте суппорту возможность свободно двигаться. Зафиксируйте рычаг тормоза и прикрутите суппорт к адаптеру, затягивая болты.
  6. После этих действий ротор должен двигаться без проблем. Регулируйте натяжение троса на суппорте (при трении о подвижный блок) или поворотом болта (при трении о статический). Расстояние до колодок должно быть минимальным.

Подробный процесс настройки механических дисковых тормозов доступен в этом видео.

Иногда после настройки дисковых тормозов велосипеда ротор может задевать колодки. В таком случае его необходимо выровнять, не снимая с велосипеда. Определите точку трения ротора, медленно вращая колесо. Определите деформированный участок, согните его в противоположном направлении. Повторяйте процесс, увеличивая давление, чтобы ротор не касался колодок.

Нормальное положение ротора между колодками

Достоинства и недостатки гидравлических тормозов?

Главное преимущество — это, конечно, более легкое и комфортное торможение благодаря «мягкому» давлению столба жидкости, «ощущению» сцепления и контролю усилия. Гидравлика более долговечна с большим тормозным путем, так как менее подвержена перегреву. Кроме того, эти тормоза можно регулировать гораздо реже, чем механические.

Существенным недостатком жидкостных тормозных систем является повреждение (прорыв) гидравлической магистрали, когда требуется обслуживание.

Как отрегулировать дисковые механические тормоза на горном велосипеде

Эпоха механических тормозов постепенно уходит в прошлое. В настоящее время их можно встретить в доступных моделях велосипедов российских брендов Stels, Forward и Stern. Однако за свою цену они не могут похвастаться использованием деталей от мировых лидеров, таких как Shimano и Sram. Обычно в них устанавливаются комплекты неизвестных производителей с минимальными возможностями настройки.

Еще одним недостатком механических дисковых тормозов является необходимость частой регулировки. Это связано с тем, что одна из колодок остается неподвижной. После износа деталей расстояние между колодкой и диском увеличивается автоматически. Однако величина этого зазора должна быть минимальной, иначе тормозные накладки будут изнашиваться неравномерно, что отразится на качестве торможения.

Проверка готовности системы к регулировке

Итак, для начала нужно убедиться, что:

  • Адаптер, к которому крепится суппорт, надежно крепится к раме или вилке (болты затянуты).
  • Уже проверенный ротор прочно прикручен к ступице.
  • Колесо установлено на байк, эксцентрики / гайки затянуты.
  • Овечка для регулировки натяжения троса откручивается не более чем на 1,5 оборота (находится рядом с ручкой или плоскогубцами).
  • Трос закреплен на подвижной руке станка.

Работа с калипером

Настройка механических дисковых тормозов на горном велосипеде включает два этапа: регулировку суппорта и рычага тормоза. При регулировке суппорта необходимо выровнять колодки симметрично относительно диска, минимизируя зазоры.

При выполнении регулировки суппорта важно следовать определенной последовательности действий:

  • Сначала центрируйте суппорт. Ослабьте болты, крепящие суппорт к адаптеру, и, сдвигая суппорт, добейтесь того, чтобы колодки были равноудалены от диска и параллельны ему. После центрирования закрепите суппорт на адаптере, равномерно затягивая болты: сначала поверните один болт на ¼ оборота, затем другой, и повторите процедуру с каждым креплением.
  • Настройте зазор между фиксированной колодкой и диском. У суппорта механического дискового тормоза есть регулировочный болт или колесо для приближения/удаления фиксированной колодки от диска. Цель — приблизить блок к ротору, сохраняя небольшой зазор. Простой способ — сдвинуть накладку ближе к диску, не допуская ее изгиба, и слегка ослабить болт для создания зазора.
  • Отрегулируйте расстояние между подвижным башмаком и ротором. На некоторых комплектах есть специальный болт для перемещения замка независимо от троса. На более простых моделях эта настройка связана с натяжением троса. Задача — установить одинаковый зазор между неподвижной накладкой и диском.

Совет. Настройте свободный ход так, чтобы накладки плотно сцеплялись с диском в центре хода рычага тормоза. Для этого отрегулируйте натяжение троса с помощью крыла и положение неподвижного башмака (для симметрии относительно ротора).

Имейте в виду. Если суппорт был центрирован ранее и колесо не снималось, этот шаг можно пропустить.

регулировка дисковых тормозов на велосипеде

Настройка хода тормозной ручки

Эта регулировка позволяет регулировать положение ручки при срабатывании тормоза. Конкретных рекомендаций по этой теме нет. Кому-то удобнее байк, который тормозит при малейшем нажатии на руль, кому-то больше нравится наличие небольшого холостого хода и мертвого сцепления посередине пути рычага.

Эта регулировка осуществляется с помощью винта, расположенного в корпусе тормозной ручки. Окончательная регулировка жесткости срабатывания тормоза производится винтом с накатанной головкой натяжения троса.

Внимание! После завершения всех регулировок убедитесь, что колодки находятся на одинаковом расстоянии от ротора. Возможно, потребуется отрегулировать фиксированную фрикционную накладку.

Частные вопросы по механике

Как ослабить дисковый тормоз на велосипеде

Барабан натяжителя достаточно прикрутить на определенное количество оборотов. Если его ход недостаточен, отверните гайку, фиксирующую трос к зажиму, и ослабьте его натяжение. Вариант «так себе»: Выкрутите болт регулировки ручки.



Не забывайте фиксированный башмак. Удалив подвижное фрикционное уплотнение с помощью троса, переместите и статическое уплотнение, чтобы сохранить симметрию относительно ротора.

как отрегулировать гидравлические дисковые тормоза на велосипеде

Как натянуть

Для достижения желаемого результата, следует разжать трос, действуя в обратном порядке.

Как сделать, чтобы тормоза хорошо тормозили

Используйте колодки хорошего качества и своевременно центрируйте суппорт относительно ротора, чтобы диск как можно меньше изгибался.

Настраиваем положение тормозной ручки и натяжение тросика

Для того чтобы приблизить тормозной рычаг к рулевому колесу и избежать неудобства при его использовании, необходимо затянуть болт на самом рычаге.

Однако важно помнить, что рычаг не должен соприкасаться с рулевым колесом, когда он полностью затянут.

После установки положения тормозного рычага, следует настроить натяжение троса. Цель состоит в том, чтобы максимально приблизить тормозные колодки к ободу, оставив между ними и ободом расстояние в 2-3 миллиметра.

Для этого можно подтянуть трос двумя способами:

  • Для грубой настройки, если трос слишком ослаблен и колодки находятся далеко от обода: ослабьте болт, фиксирующий трос на тормозном рычаге, подтяните трос и затяните болт.
    При ослаблении болта держите рычаг и трос, чтобы трос не выскочил и не потребовал повторной установки.
  • Для точной настройки используйте регулировочный винт у точки выхода троса из тормозного рычага.
    Чтобы винт вращался свободно, ослабьте фиксирующую гайку, повернув ее против часовой стрелки. Поворачивая винт по часовой стрелке, уменьшайте натяжение троса (колодки отходят от обода), вращая против часовой стрелки, увеличивайте натяжение (колодки приближаются к ободу). После достижения желаемого положения колодок, затяните фиксирующую гайку.

Это все! Проверьте работу механизма. При необходимости отрегулируйте пружины рычага (позиция 3).

Устройство и принцип работы

Разница между принципами работы дисковых и механических тормозов незначительна. Но отличия в их устройстве все же есть. Рассмотрим пошагово, начиная с механического типа, который устроен следующим образом:

  1. Ручка тормоза. Крепится к рулевому колесу, для удобства отжима, фиксатором. Он предназначен для передачи усилия на тормозные колодки, приводя их в действие.
  2. Регулятор троса с контргайкой. Первый элемент действует как регулирующее устройство для ограничения натяжения троса. Второй — ремонт самого регулятора.
  3. Регулятор тормозного рычага предназначен для определения комфортного расстояния от руля.
  4. Оболочка кабеля защищает его от грязи и механических повреждений.
  5. Кабель фиксируется болтовым зажимом с возможностью регулировки
  6. Механизм, который позволяет тросу приводиться в движение при нажатии на него, называется калибром. Его действие невозможно без тормозных колодок — резиновых или металлических осколков, обеспечивающих плотную блокировку диска.
  7. Непосредственно на диск (ротор). Он закреплен на ступице колеса.

На рисунках 1 и 2 схематично показаны все вышеперечисленные детали.

Рисунок № 1: велосипедные тормоза

Рисунок №2: Внешний вид тормозного рычага с основными элементами

Гидравлические

Самый дорогой вариант дискового тормоза. Они функционируют благодаря специально проложенной гидравлической линии. Процесс замедления происходит за счет давления жидкости.

Гидравлические дисковые тормоза

Достоинства и недостатки гидравлики

Среди преимуществ можно выделить следующие:

  • более легкий ход тормозного рычага благодаря отсутствию трения троса о рычаге;
  • контроль высокого тормозного усилия (модуляция);
  • низкая чувствительность к перегреву при длительном торможении;
  • в случае износа колодок постоянная регулировка не требуется.

К основным недостаткам гидравлических тормозов, устанавливаемых на велосипеде, можно отнести более высокую стоимость, чем механические, а также высокую вероятность повреждения гидравлической магистрали. К тому же его ремонт в домашних условиях сделать проблематично, и потребуется работа специалиста, что к тому же будет недешево.

Регулировка гидравлических тормозов

Подобно механическим тормозам, гидравлические тормоза требуют регулировки при появлении посторонних шумов и сопротивления во время движения. Перед началом настройки гидравлической тормозной системы, необходимо провести проверку: если колесо легко останавливается при ударе по диску, то требуется регулировка. Процесс регулировки гидравлической системы велосипеда включает в себя следующие шаги:

  1. Начните с отпускания болтов суппорта для его активации.
  2. После этого полностью затяните ручку тормоза.
  3. Будьте внимательны к клапанам на колодках: они должны быть симметричны и находиться на одинаковом расстоянии от ротора.
  4. При правильной установке клапанов, затяните болты на механизме, не отпуская рычаг тормоза. Добейтесь идеального положения диска, чтобы он был близко к блоку, но не касался его, с расстоянием не более полумиллиметра. Это довольно сложно сделать самостоятельно, поэтому лучше выполнять этот шаг с помощью второго человека.
  5. После затягивания всех болтов, можно отпустить ручку тормоза.
  6. Завершите настройку, регулируя положение рычага тормоза с помощью шестигранника.

Как проверить уровень тормозной жидкости в гидравлической системе

Правильный уровень тормозной жидкости в гидравлической системе важен для обеспечения эффективной работы тормозов на велосипеде. Проверка уровня тормозной жидкости является важной частью обслуживания гидравлических тормозов и должна проводиться регулярно.

Для начала необходимо убедиться, что велосипед установлен в горизонтальном положении, чтобы избежать некорректного показания уровня жидкости. Затем следует найти резервуар тормозной жидкости на тормозной рукоятке или самом тормозном суппорте. Обычно резервуар имеет прозрачное или маркированное окно, через которое можно видеть уровень жидкости.

Проверьте, что уровень тормозной жидкости находится между минимальным и максимальным уровнями, обозначенными на резервуаре. Если уровень ниже минимального, это может указывать на наличие утечки или износ тормозных колодок. В этом случае следует обратиться к специалисту для диагностики и ремонта.

Если уровень жидкости находится выше максимального уровня, то лишнюю жидкость необходимо аккуратно удалить, чтобы избежать переполнения системы. Для этого можно использовать шприц или специальный инструмент для откачивания жидкости.

Помните, что тормозная жидкость является гигроскопичной, поэтому рекомендуется использовать только новую, чистую жидкость той же марки и спецификации, что и ранее использовавшаяся в системе. При добавлении жидкости следует быть осторожным, чтобы не попасть на краску или пластик, так как тормозная жидкость может повредить поверхности.

После проверки уровня тормозной жидкости рекомендуется также проверить состояние тормозных шлангов и соединений на предмет утечек или повреждений. Регулярное обслуживание гидравлических тормозов поможет сохранить их работоспособность и безопасность во время катания.

Частые вопросы

Как регулировать гидравлические тормоза?

Для настройки гидравлического тормоза, ослабьте болты удерживающие суппорт на раме велосипеда, и несколько раз сильно нажмите на рычаг тормоза. Равномерно выдвигающиеся колодки сами отцентрируют калипер, относительно тормозного диска. Не отпуская ручку, затяните крепёжные болты.

Какие тормоза на велосипеде лучше механические или гидравлические?

В велосипедах эконом-класса механические тормоза чаще лучше гидравлических, поскольку по умолчанию производители устанавливают качественную механику, тогда как для снижения себестоимости гидравлика часто устанавливается самая дешёвая.

Как подтянуть дисковые тормоза на велосипеде?

Как подтянуть дисковые тормоза Нажимаем ручку до упора, в случае слишком большого хода ручки, надобно натянуть трос. На ручке тормоза и калипере есть установочные болты, которые можно использовать при мелкой регулировке. Крепежный винт троса к калиперу нужно открутить и подтянуть.

Можно ли установить дисковые тормоза на велосипед?

Могу я как-нибудь приспособить дисковые тормоза на свой велосипед? Коротко: нет. Суппорты дисковых тормозов требуют специфических точек установки на вилке и раме, а колёсам нужны специфические ступицы, на которые можно установить роторы.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Перед настройкой ручного тормоза на велосипеде убедитесь, что все детали и компоненты в исправном состоянии. Проверьте износ тормозных колодок, состояние тросов и гидравлических шлангов.

СОВЕТ №2

При установке гидравлических тормозов следите за правильным заполнением тормозной жидкостью и проведением прокачки системы. Неправильная установка может привести к недостаточной эффективности торможения.

СОВЕТ №3

При настройке дисковых тормозов обратите внимание на правильное выравнивание тормозного диска. Небольшое смещение может привести к постоянному трению колодок о диск и износу системы.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации