Велосипед – это не только средство передвижения, но и объект гордости для многих любителей двухколесного транспорта. Однако, чтобы он служил долго и без проблем, необходимо правильно ухаживать за каждой его деталью. В данной статье мы рассмотрим устройство, разборку и ремонт задней и передней втулки велосипеда, а также поделимся советами по обслуживанию задней оси, чтобы ваш байк всегда был в отличном состоянии.
Разновидности и устройство втулок велосипеда
На сегодняшний день на рынке велосипедных комплектующих представлены разнообразные виды ступиц для велосипедных колес: с муфтой свободного хода, без муфты (используются на фиксированных велосипедах), а также с встроенным тормозом, с динамо-машины и другие. Некоторые из них называют кустами планетарными. Существуют два типа подшипников, которые могут применяться в конструкциях с муфтой свободного хода: подшипники с конической чашкой (в основном от Shimano) и промышленные подшипники. Поскольку ступицы с муфтой свободного хода и встроенными тормозами являются наиболее востребованными, давайте рассмотрим их подробнее.
Конструкция втулок с подшипниками «конус-чашка» (насыпными)
Этот тип сайлентблока является одним из самых распространенных по сравнению с остальными и часто используется на дороге, в горах, на дороге и на других типах железных коней. Его можно использовать как на более дешевых, так и на профессиональных велосипедах. Сторонником этой конструкции является Shimano, которая производит втулки исключительно со свободными подшипниками (ну, планетарные втулки). По их словам, конус имеет преимущество перед втулкой на промышленных подшипниках, которая является лучшей катушкой. Так это или нет, сказать сложно, но цель данной статьи не в этом. Затем рассмотрим конструкцию типичной конической втулки.
Как видите, втулка с подшипниками конического типа состоит из корпуса, оси, крышек, шариков, пыльников, гаек с потайной головкой, шайб, пыльников, контргаек (и барабана, если рассматривать заднюю втулку).
Задача | Инструменты и материалы | Инструкции |
---|---|---|
Разобрать заднюю втулку | Набор шестигранных ключей, ключ для спиц | Отпустите гайки оси, снимите звездочку и проставки, выньте ось |
Заменить подшипники во втулке | Пресс для подшипников, новые подшипники | Выпрессуйте старые подшипники, впрессуйте новые |
Очистить и смазать втулку | Очиститель деталей, смазка для втулок | Очистите все детали втулки, нанесите смазку на подшипники и другие движущиеся части |
Разобрать переднюю втулку | Ключ для гаек, шестигранный ключ | Снимите гайку оси, крышку и конус на одном конце втулки, выньте ось и шарики |
Заменить конусы и шарики во втулке | Конусы и шарики для втулок, ключ для конусов | Замените изношенные или поврежденные конусы и шарики, отрегулируйте втулку для плавного хода |
Отрегулировать натяжение спиц | Ключ для спиц | Отрегулируйте натяжение спиц на равное значение, чтобы колесо было ровным и прочным |
Устройство втулки велосипеда на промподшипниках
Данная конструкция втулки имеет сходство с предыдущей, за исключением применения промышленных подшипников вместо отдельных шариков. В результате отсутствуют шарики и регулировочные гайки, замененные цельным подшипником. Преимущества включают простоту сборки и отсутствие необходимости регулировки конусов. Такой тип втулки подходит для широкого спектра велосипедов.
Конструкция задней втулки с тормозным механизмом
Этот тип ступицы в основном используется на односкоростных городских велосипедах. Его главная особенность — тормоз, который установлен внутри его корпуса и приводится в действие движением педалей назад. За счет этого он немного крупнее и тяжелее своих конкурентов. Ниже мы приведем изображение с дизайном этого рукава.
Планетарные и динамовтулки
Механизмы ступиц планетарных велосипедов напоминают коробку передач небольших автомобилей своей сложной структурой и плотным расположением деталей. Внутри этой устройственной системы находится множество шестерен, отвечающих за переключение передач. Их ремонт и обслуживание представляют собой нетривиальную задачу. Часто такие ступицы применяются на складных городских велосипедах.
Втулки с встроенным динамо-генератором представляют собой небольшой источник энергии, который может питать различные электрические устройства на велосипеде, такие как передние фонари. Обычно динамо-генератор размещается в передней втулке городских или шоссейных велосипедов.
Мнение эксперта:
Эксперты советуют, что для разборки и ремонта задней и передней втулки велосипеда необходимо иметь специальные инструменты, такие как ключи, отвертки и смазка. Сначала следует снять колесо и освободить втулку от быстросъема. Затем аккуратно снимаются конус и шарики, проверяется состояние подшипников и смазка. При необходимости подшипники заменяются, а втулка смазывается. После этого все детали собираются обратно, устанавливаются на место и проверяется работоспособность. Важно помнить, что неправильный монтаж или недостаточное смазывание может привести к поломке втулки и ухудшению характеристик велосипеда.
Сервисное обслуживание трансмиссии
Цепь
После тормозных колодок, цепь является вторым важным элементом велосипеда, который требует периодической замены по мере износа. Качественные велосипедные цепи от ведущих мировых производителей способны преодолевать несколько тысяч километров, при условии своевременного обслуживания.
Снятие велосипедной цепи
Современные цепи для велосипедов оснащены специальными висячими замками, которые легко и быстро разбираются, обеспечивая надежное удержание цепи во время движения. Велосипедист может легко снять цепь самостоятельно, выполнив одно простое движение. После этого можно установить новую цепь, чтобы продолжить поездку или выполнить ремонт. В случае отсутствия замка, следует использовать специальную выжимку из ремкомплекта.
Основной принцип обслуживания цепи включает в себя регулярную очистку важных узлов от старой смазки и накопившейся грязи. Внутреннее пространство между роликами цепи следует смазать жидким маслом. Последним шагом в обслуживании является корректировка правильного натяжения цепи.
Натяжение велосипедной цепи
Система
Систему, как и многие другие механизмы вашего железного друга, следует регулярно чистить фланелевой тканью, смоченной в растворителе. При сборке звездочки необходимо расположить относительно друг друга. Большая звездочка сделана так, что снаружи есть штифт или специальный штифт. Его необходимо разместить перед кривошипом.
Этот штифт действует как защита от падения цепи со звездочки. Маленькие и средние звездочки обращены к шатуну своими внутренними зубьями. Штифт центральной звездочки смотрит на каретку. Такое расположение чрезвычайно важно для синхронной работы всей трансмиссии.
Кассета
Звездочки кассеты крепятся на втулку барабана с рифлеными канавками. Обычно в комплекте идет 7 шестерен с застежками на паучке. Иногда добавляются дополнительные 1-4 звезды. Кассета прослужит дольше, чем цепь, но не так долго, как система.
Для ремонта кассеты необходимо провести очистку растворителем и фланелевой тканью. Это позволит удалить грязь с металлических поверхностей, полостей и стыков. Снятие и установка кассеты требует специального съемника. Ремонт собственными силами с использованием этого инструмента не представляет сложностей.
Интересные факты
-
Регулировка шарикоподшипниковвтулок влияет на скорость, эффективность и долговечность езды на велосипеде. Правильная регулировка обеспечивает плавное вращение колес при одновременном уменьшении трения и износа.
-
Использование втулок с кассетойпозволяет легко заменять звездочки кассеты, обеспечивая широкий диапазон передаточных чисел для различных условий езды. Кассета устанавливается на корпус втулки с помощью специального соединения, при этом отдельные звездочки легко снимаются и заменяются.
-
Замена оси втулкиможет потребоваться в случае повреждения или износа. Ось является важной частью втулки, которая соединяет конуса подшипников и удерживает колесо на месте. Ее замена требует специальных инструментов и навыков, но может значительно продлить срок службы втулки.
Ремонт заднего колеса
Задние и передние колеса — важные части велосипеда. Почему? При движении по неровной поверхности (ямы, неровности, камни) больше всего ударов страдают колеса. Поэтому своевременное обслуживание помогает поддерживать не только комфорт во время езды, но и скорость, что одинаково важно для каждого велосипедиста.
Чтобы отремонтировать заднее колесо велосипеда Стелс (своими руками), нужно запастись необходимым инструментом. Для этого нам понадобятся:
- гаечные ключи (от 8 до 16);
- серия шестиугольников;
- плоскогубцы;
- отвертки (Phillips и Hex).
Одна из основных проблем заднего колеса — неровный обод (восьмерка). Каждый велосипедист сталкивается с этой проблемой. Почему колесо может стать восьмеркой? Как мы узнали, более 85% всех ударов поглощается колесами. Большая часть нагрузки приходится на заднее колесо.
Чтобы выровнять его, нужно установить (перпендикулярно краю) две ватные спички и с помощью плоскогубцев ослабить или укрепить спицы. Например, если обод согнут вправо, то спицы на левой стороне должны быть туго затянуты, а спицы на противоположной стороне должны быть ослаблены.
Как собрать заднюю ось на велосипеде стелс. Задняя ось велосипеда: схема, ремонт и обслуживание
Повреждение задней втулки – одна из ключевых проблем, с которыми сталкиваются владельцы велосипедов. Это неудивительно, поскольку задняя втулка оказывается наиболее нагруженной частью велосипеда, несмотря на заботу владельца. Кроме того, подшипники во втулках часто засоряются грязью и подвержены коррозии.
Для проведения самостоятельного обслуживания и ремонта задней втулки велосипеда необходимо обладать соответствующими знаниями и навыками. Ниже мы расскажем, как восстановить поврежденную заднюю втулку без обращения в специализированные сервисные центры.
Самой распространенной проблемой с задней втулкой велосипеда является ослабление или перетяжка конуса. Люфт в колесе указывает на первую проблему, а скрип и удары подшипников – на вторую. При обнаружении обеих проблем необходимо незамедлительно приступить к их устранению.
Меры предосторожности
Во многих компонентах задней ступицы велосипеда используются закаленные хромомолибденовые сплавы или цементированная сталь, которые являются хрупкими. Поэтому мы рекомендуем работать с такими деталями осторожно и обязательно использовать средства защиты глаз. При разборке этой части велосипеда рекомендуется приложить как можно меньше усилий и перед первым ремонтом потренироваться на недорогой или ненужной втулке.
Подготовительный процесс
Для ремонта задней ступицы необходимо сначала снять заднее колесо с вашего “железного друга”. Эксцентриковые зажимы часто применяются на горных или скоростных велосипедах для фиксации, их можно снять без ключей. На начальных моделях велосипедов колеса обычно крепятся двумя гайками, которые придется открутить.
Для устранения люфта или затяжки конуса понадобятся ключи. Чаще всего потребуются гаечный ключ 17 мм и конусный ключ 15 мм.
Процесс устранения неисправностей:
- Ослабьте контргайку,
- Затяните или ослабьте накидную гайку до необходимого значения, чтобы колесо легко вращалось под весом ниппеля или отражателя,
- Затяните контргайку.
Иногда из-за установки некачественных деталей задний мост велосипедной ступицы может деформироваться или сломаться. Для решения этой проблемы рекомендуется заменить ось на новую, более надежную. Для упрощения задачи необходимо снять храповик.
На первый взгляд может показаться, что задняя и передняя ступицы велосипеда имеют сложную конструкцию, и их ремонт в домашних условиях — непростая задача. Однако это не так. Хотя есть некоторые различия в дизайне, большинство аспектов одинаковы. В данной статье мы рассмотрим различные аспекты, такие как: типы и расположение ступиц велосипедных колес, их разборка / сборка, ремонт и обслуживание, а также рассмотрим, как, чем и с какой периодичностью их следует смазывать. Мы постараемся представить материал в виде подробной инструкции, а также добавим видео для наглядности по разборке.
На сегодняшний день на рынке представлены различные типы ступиц велосипедных колес: с обгонной муфтой, без обгонной муфты (используются на фиксированных велосипедах), а также со встроенным ножным тормозом, со встроенной динамо-машиной и другие. Существует два типа подшипников, которые применяются в конструкциях с обгонной муфтой: подшипники с конической чашкой (в основном от Shimano) и промышленные подшипники. Так как ступицы с обгонной муфтой и встроенными тормозами наиболее распространены, мы рассмотрим их подробнее.
Конструкция втулок с подшипниками «конус-чашка» (насыпными)
Этот тип сайлентблока является одним из самых распространенных по сравнению с остальными и часто используется на дороге, в горах, на дороге и на других типах железных коней. Его можно использовать как на более дешевых, так и на профессиональных велосипедах. Сторонником этой конструкции является Shimano, которая производит втулки исключительно со свободными подшипниками (ну, планетарные втулки). По их словам, конус имеет преимущество перед втулкой на промышленных подшипниках, которая является лучшей катушкой. Так это или нет, сказать сложно, но цель данной статьи не в этом. Затем рассмотрим конструкцию типичной конической втулки.
Как видите, втулка с подшипниками конического типа состоит из корпуса, оси, крышек, шариков, пыльников, гаек с потайной головкой, шайб, пыльников, контргаек (и барабана, если рассматривать заднюю втулку).
Устройство втулки велосипеда на промподшипниках
Данная конструкция втулки имеет сходство с предыдущей, за исключением применения промышленных подшипников вместо отдельных шариков. Это позволяет избежать наличия шариков и регулировочных гаек, поскольку подшипник является цельным. Преимущества данного варианта включают простоту сборки и демонтажа, а также отсутствие необходимости регулировки конусов. Такой тип ступицы подходит для использования на практически всех видах велосипедов.
Конструкция задней втулки с тормозным механизмом
Этот тип ступицы в основном используется на односкоростных городских велосипедах. Его главная особенность — тормоз, который установлен внутри его корпуса и приводится в действие движением педалей назад. За счет этого он немного крупнее и тяжелее своих конкурентов. Ниже мы приведем изображение с дизайном этого рукава.
Планетарные и динамовтулки
Механизмы ступиц планетарных велосипедов напоминают коробку передач компактного автомобиля своей сложной структурой и плотным расположением деталей. Внутри этого устройства находится множество шестерен, которые обеспечивают переключение передач. Ремонт и обслуживание таких ступиц являются нетривиальной задачей. Часто такие механизмы применяются на складных городских велосипедах.
Втулки с встроенным динамо-генератором представляют собой небольшой источник энергии, который может питать различные электрические устройства на велосипеде, такие как фонари. Обычно динамо-генератор устанавливается в передней втулке городского или шоссейного велосипеда.
Обслуживание задней и передней втулки
Прежде чем приступить к разборке, мы решаем, когда проводить техническое обслуживание ступиц велосипеда. В первую очередь следует отметить, что обслуживание бывает периодическим и принудительным.
Периодическое обслуживание
Проведение профилактических работ по очистке и смазке всех узлов ступиц велосипеда помогает предотвратить их поломку, что экономит на замене деталей и ремонте. Рекомендуется обновлять смазку подшипника втулки каждые 5000 км, однако частота этой процедуры может изменяться в зависимости от типа дорожного покрытия и качества втулки. Поэтому следите за состоянием вашего велосипеда и проводите обслуживание своевременно.
Вынужденное обслуживание
Если во время движения или проверки вращения колеса велосипеда возникает люфт, посторонний шум и скрип внутри ступицы или возникает затрудненное вращение колеса, это может указывать на несколько возможных причин:
- Неправильная затяжка конусов (в случае конического подшипника»).
- Отсутствие смазки или сильное загрязнение.
- Разрушение втулок, шариков или конической втулки (в случае подшипника «конус-чашка»).
- Выход из строя промышленных подшипников (при скольжении).
В этом случае колесо необходимо как можно скорее отремонтировать и отремонтировать. А что для этого нужно сделать, мы рассмотрим ниже.
Как разобрать, смазать и собрать заднюю и переднюю втулку велосипеда
Проведем замену смазки на примере втулки с коническим подшипником.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: При разборке обязательно запомните порядок снятия компонентов втулки и их последующую установку. Также помните, что детали с левой стороны не могут быть установлены справа и наоборот. Это связано с тем, что шарики, чашки и конусы взаимодействуют между собой и не будут правильно смонтированы, если их перепутать.
Разборка передней втулки
Сначала разбираем / собираем переднюю ступицу велосипеда.
Разборка задней втулки
Далее мы рассмотрим процесс разборки и смазки задней ступицы велосипеда. В целом, этот процесс не сильно отличается от разборки передней ступицы (поэтому рекомендуем ознакомиться с инструкцией по передней ступице, так как есть некоторые моменты, которые не будут повторяться здесь).
Если вам потребуется извлечь кассету по какой-либо причине, вы можете сделать это с помощью специального инструмента.
Чем смазать подшипники задней и передней втулок
Для смазки подшипников передней и задней ступиц велосипеда можно использовать любую густую автомобильную смазку для подшипников. Например, Литол-24 или ЦИФТИМ-201,158 — хорошее решение. Конечно, никто не запрещает покупать специализированные смазки для велосипедных подшипников, например Shimano, которые отлично справляются со своими обязанностями. Но, честно говоря, особой разницы (кроме цены) не заметил.
А вот чем нельзя смазать втулочные подшипники на велосипеде: WD-40, автомобильные масла, масла для швейных машин, для смазки велосипедных цепей и другие жидкие смазки.
Замена втулки задней вилки на двухподвесе
Заскрипел велосипед STELS FOCUS — причина втулка задней вилки
- Скрипел байк STELS FOCUS — причина втулки задней вилкиНадежный и популярный стелс-байк-навигатор или стелс-навигатор верой и правдой служил мне пять лет, но в какой-то момент «скрип педалей» стал просто невыносимым, даже музыку в наушниках не приглушает. Характерно, что скрип начинаешь при повороте педалей, при повороте «накатом» — скрипов нет. Но кроме скрипа была значительная отдача в вилке и заднем колесе, т.е при встряхивании заднего колеса оно болтается. Проблема оказалась непростой, ведь продаваемые ремкомплекты не совсем подходят для замены стелса и адреналина.
Почему мой велосипед STELS скрипит, когда я катаюсь
Почему скрипит велосипед STELS при вращении педалей
Одна из основных проблем двухподвесного горного велосипеда STELS — использование капролоновой втулки в раме. Даже новый велосипед будет скрипеть после дождя из-за того, что ступица не защищена от пыли и грязи, которая летит на нее из-под заднего колеса. При кручении педалей вес переносится с одной стороны велосипеда на другую, вызывая скрип в грязи и забитой пылью задней подвеской велосипеда.
Регулярная очистка и смазка задней подвески помогут избежать скрипа, но это довольно трудоемкий процесс:
- Для смазки и очистки втулки необходимо снять шатуны и разобрать втулку, что может быть достаточно сложной задачей.
- Люфт задней подвески постепенно образуется из-за нагрузок, и пластиковую втулку толщиной 1 мм при таких условиях легко деформировать.
Попытки устранить проблему с помощью видео ремонта, скорее всего, помогут лишь временно исправить люфт заднего колеса. Однако алюминиевая фольга, используемая в качестве рукава, быстро изнашивается под значительной нагрузкой, и проблема возвращается.
Алюминиевая втулка задней вилки быстро изнашивается
Как и чем заменить втулку на двухподвесе STELS
Пообщавшись с умными людьми, я пришел к выводу, что втулка должна быть из бронзы или латуни, которая не заботится о коррозии, но по прочности существенно отличается от капролона и прослужит долго, без обслуживания.
Это означает, что вам нужно найти токаря, нарисовать чертеж и все такое, потому что токарь, если вы скажете ему вырезать рукав, немедленно запросит чертеж. А без рисунка он посмотрит на тебя как на идиота и отправит через лес.
Чертеж втулки шарнира задней вилки
Конструкция задней ступицы велосипеда STELS с двойной подвеской (модели Фокус и Навигатор)
К счастью, у меня в кругу знакомых есть токарь и разнорабочий. Обратившись к ним, я легко и быстро получил необходимую деталь всего за пару дней.
Для обеспечения беспроблемной работы новой втулки я обильно нанес толстый слой специальной велосипедной смазки на подшипники.
Уже целый месяц я наслаждаюсь катанием без отдачи и скрипов — это просто великолепно!
Очистка открытой каретки
После снятия механизма диагностируется состояние подшипников в чаше, все места крепления очищаются бензином от грязи:
- Поврежденные детали заменяются новыми.
- Резьбовая часть каретки очищается бензином или WD-40 и просушивается сухой тканью.
- Места крепления смазаны смазкой.
- Подшипники вставляются на место и покрываются новым слоем смазки.
Дополнительная помощь
Если вам нужно самостоятельно отремонтировать заднее колесо велосипеда, возможно, потребуется специальное оборудование.
Для этого водителю пригодится набор вспомогательных инструментов. В нем вы найдете:
- стакан (для налива масла);
- шприц для жидкостей;
- инструмент для натягивания цепи;
- щетка (для очистки цепи от грязи);
- ключ для снятия втулок;
- тележка-экстрактор;
- инструмент для снятия шатунов;
- ремкомплекты для камер;
- спицевый ключ (для ремонта колес).
Полная переборка велосипеда
Этот раздел нашей статьи дает вам возможность ознакомиться с основами кардинальной разборки и сборки велосипеда. Как и в случае с проблемами износа, будут рассмотрены все системы дорожного транспортного средства.
Рама
Перед тем как приступить к разборке, необходимо тщательно очистить каркас от ржавчины, грязи, песка и мелких камней. Пренебрежение этим этапом может привести к проблемам в будущем. Грязь, смешанная с маслом, может повредить рабочие детали, угрожая техническим характеристикам мотоцикла. Пока поверхность покрыта грязью, сложно оценить объем работ по ремонту. Лучше всего чистить под легким давлением, используя влажную ткань и щетку.
После полной очистки корпуса необходимо внимательно проверить каждый участок, чтобы убедиться в отсутствии повреждений и износа. Типичные места проблем на каждом каркасе включают:
- петли задней подвески;
- покидать;
- верхние перья заднего треугольника;
- головная труба;
- тележка трубка.
При обнаружении даже мельчайших дефектов в сварных швах придется заменить весь каркас. Рекомендуется проводить покраску на потертых рамах. Для черного или белого цветов процесс несложен. Остальные оттенки подбираются специалистами. Для ретуши потребуется банка краски и малярный скотч. Чтобы краска идеально слилась с металлом, используйте спиртовой раствор.
Покраска рамы велосипеда
Подвеска
К сервисным операциям с подвесной вилкой относятся:
- Очистка пыльников, опор от пыли, грязи, битумных отложений.
- Замена масла.
- Смазка пружин, поршней, сальников.
Иногда приходится менять патроны, пружины, но такие случаи очень редки. Важно не потерять и не повредить пружины обжимного кольца при разборке. Они предназначены для предотвращения попадания грязи во внутренние полости вилки. Патроны свечей следует отремонтировать для улучшения функциональности: очистить, привести в порядок, смазать. В то же время увеличивается степень перемещения, растяжения и сжатия.
На практике восстановление и обслуживание картриджей — очень трудоемкая операция, поэтому идеальным вариантом было бы поручить это профессиональному мастеру по ремонту велосипедов.
Задние амортизаторы обслуживаются аналогично вилкам.
Смазка
Несмотря на свою простоту внешнего вида, велосипед является сложным механизмом, требующим постоянного ухода. Один из ключевых аспектов обслуживания велосипеда — это регулярное смазывание.
Без должного внимания и заботы, ремонт тормозов велосипеда своими силами станет обыденной задачей.
Для предотвращения подобных ситуаций необходимо всегда иметь под рукой следующие материалы:
- специальное смазочное масло для пружин коробки передач;
- масло для вилочной системы;
- смазочное масло для обслуживания вилки, сальников и пневмоподвески;
- очиститель;
- специальная жидкость для ухода за тормозной системой велосипеда;
- растворитель;
- специальное масло для ухода за деталями сантехники.
Как определить неисправность каретки?.
На что нужно обратить внимание?
- Писк при нажатии на педали. Это могло указывать на поломку подшипников. В этом случае необходимо произвести полный ремонт.
- Механизм заблокирован. В случае застревания осмотрите каретку. При необходимости отремонтируйте.
- Постучите в карете. Стук может происходить по разным причинам. Для устранения ударов необходимо шишки подтянуть. Если это не помогает, необходимо отрегулировать подшипники. Для этого нужно использовать специальные инструменты.
- Ось вращается с трудом. В этом случае необходимо выполнить профилактику узлов. Если это не помогает, необходимо отрегулировать специальные подшипники.
Неисправность можно определить по педалированию. При вращении педалей обращайте внимание на нижнюю часть рамы велосипеда. Стук или скрип указывают на какую-либо неисправность.
Обслуживание задней и передней втулки
Перед тем как приступить к разборке, необходимо определиться с моментом проведения технического обслуживания втулок велосипеда. Следует учитывать, что обслуживание может быть как регулярным, так и аварийным.
Периодическое обслуживание
Он включает профилактические меры по очистке и смазке всех узлов ступиц велосипеда во избежание их выхода из строя, что снижает затраты на покупку новых деталей и проблемы с ремонтом. Многие велосипедные мастера рекомендуют заменять смазку подшипника втулки каждые 5000 км, но как показывает практика, многое зависит от дорожного покрытия, по которому вы едете, и качества самой втулки (конструкции самого пыльника). Поэтому необходимость в обслуживании может возникнуть раньше.
Вынужденное обслуживание
При обнаружении люфта, посторонних шумов или затрудненного вращения колеса велосипеда во время движения или проверки, возможно, имеют место несколько причин, включая:
- Неправильная затяжка конусов (при коническом подшипнике).
- Отсутствие смазки или сильное загрязнение.
- Повреждение втулок, шариков или конической втулки (при использовании подшипника «конус-чашка»).
- Выход из строя промышленных подшипников (при скольжении).
В случае обнаружения указанных проблем, необходимо провести оперативный ремонт. Далее рассмотрим, как это можно сделать.
Как разобрать, смазать и собрать заднюю и переднюю втулку велосипеда
Разберем и заменим смазку на примере втулки с коническим подшипником».
ВНИМАНИЕ: Во время разборки четко запомните последовательность снятия компонентов втулки и их установку. Также детали с левой стороны не могут быть установлены с правой стороны и наоборот. Последнее связано с тем, что шарики, чашки и конусы трутся друг о друга и не будут хорошо сидеть, если вы переместите их на другую сторону.
Разборка передней втулки
Давайте начнем с разборки и сборки передней втулки велосипеда.
- Снимите колесо с велосипеда, снимите эксцентрик с оси втулки и открутите ротор дискового тормоза (если установлен). Это необходимо для предотвращения загрязнения ротора смазкой и упрощения процесса разборки.
- Осторожно снимите пыльники с обеих сторон, используя отвертку.
- Зафиксируйте контргайки слева и справа и отверните их против часовой стрелки. Откручивайте контргайку, которая начинает двигаться (обычно это правая), до конца, не затрагивая другую сторону.
- Снимите шайбы, распорные кольца (при наличии) и отверните накидную гайку.
- Извлеките планку с оставшимися гайками и шайбами с другой стороны и временно отложите. Будьте осторожны, чтобы не потерять шарики подшипников, которые могут выпасть из чашек.
- Снимите уплотнитель с одной стороны, извлеките шарики. Повторите операцию с другой стороны. Обратите внимание на количество шариков в подшипнике. Они должны быть одинаковыми с обеих сторон.
- Очистите поверхности чашек, шариков, конусов, вала, корпуса и других деталей от грязи и старой смазки. Используйте WD-40 и протрите сухой тряпкой.
- Нанесите новую смазку на чашки в умеренном количестве. Смазка не должна быть ни слишком маленькой, ни слишком большой.
- Продолжаем сборку втулки. Установите пыльники-уплотнители с обеих сторон.
- Равномерно распределите шарики в чашках с обеих сторон.
- Вставьте ось с той стороны, с которой не снимали накидную гайку (обычно слева). Убедитесь, что шарики не выпадают и не попадают в корпус втулки.
- Накрутите накидную гайку с противоположной стороны (обычно справа) и слегка затяните вручную.
- Поместите шайбу на ось, установите проставочные кольца и затяните стопорную гайку вручную.
- Отрегулируйте конусы втулки. Подтяните конус, вращая его, и одновременно вращайте ось внутри втулки. Затяните накидную гайку, пока ось не станет натянутой, затем ослабьте до легкого вращения оси. Затяните накидную гайку и стопорную гайку.
- Проверьте отсутствие люфта втулки. При необходимости повторно отрегулируйте конусы. Убедитесь, что колесо не качается.
- Установите пыльники, эксцентрик, ротор и верните колесо на место. Работа по разборке, смазке и сборке передней втулки завершена.
Разборка задней втулки
Далее мы рассмотрим, как разобрать и смазать заднюю ступицу велосипеда. В принципе, особого отличия от способа разборки переднего (так что можете сначала прочитать, есть моменты, которые мы не повторили в описании заднего), за исключением нескольких небольших отличий.
- Снимаем колесо, эксцентрик и разбираем ротор дискового тормоза (если есть).
- Снимите пыльник с левой стороны задней втулки с помощью отвертки. На правой стороне (там, где расположена кассета) внешнего чехла нет.
- Закрепляем контргайку с правой стороны и откручиваем аналогичную с левой. Поскольку кассета немного мешает, это может быть немного сложно. Но в принципе сканировать можно. В крайнем случае, можно вставить большую отвертку между контргайкой и пазами в кассете.
- Отвинтив контргайку (слева), снимите шайбу, фонарное кольцо и открутите накидную гайку.
- Вытаскиваем ось ступицы в сторону кассеты и откладываем в сторону для дальнейшей очистки.
- С левой стороны вынимаем уплотнитель ствола и по одному (пинцетом или магнитной отверткой) вынимаем шарики подшипника.
- Затем вытаскиваем шарики с правой стороны.
- Все детали очищаем от старой смазки тряпкой с возможным использованием ВД-40 (после нанесения просушиваем все поверхности).
- Смажьте левую и правую чашки (как описано в пункте 8 для сборки передней втулки) и продолжите сборку.
- Вставьте шарики подшипника справа (со стороны кассеты) и осторожно вставьте ось с той же стороны. На этом этапе важно не проталкивать шарики в корпус втулки.
- С левой стороны укладываем шары, устанавливаем прокладку пыльника и вручную накручиваем накидную гайку.
- Далее надеваем фонарное кольцо, шайбу и затягиваем стопорную гайку (без особых усилий).
- Регулируем затяжку накидных гаек задней ступицы, как описано в параграфе 14 по сборке передней части. Затем можно установить левый пыльник, тормозной ротор и поставить колесо на байк.
Если по какой-либо причине вам необходимо извлечь кассету, вы можете сделать это сразу с помощью специального инструмента.
Сборка и установка механизма
Установка механизма каретки выполняется в обратной последовательности по сравнению с процедурой демонтажа.
При выполнении данной операции важно не перепутать ориентацию осей — маркировка, указывающая на стороны, должна быть либо на концах, либо на полиэтиленовой пленке. Чашки каретки различаются по направлению резьбы: одна идет слева направо, а другая — справа налево.
Резьба на каретке и в стакане должна быть покрыта тонким слоем смазки для обеспечения плавного винтового соединения.
На ось устанавливается пластиковый защитный кожух, в чашки устанавливаются подшипники: если имеются прокладки, то они должны быть снаружи, а шарики — внутри.
Сборка механизма начинается с правой стороны: вал оси вставляется в правую чашку с левой резьбой и вкручивается в раму до упора, левая чашка вкручивается аналогично, но с правой резьбой.
Stels Adrenalin
Мы проанализировали некоторые особенности ремонта велосипеда-невидимки своими руками. Теперь посмотрим на конкретную модель «байка», а именно на Stels Adrenalin.
Рама велосипеда изготовлена из алюминиевого сплава. Эту модель нельзя назвать легкой, потому что она больше предназначена для мужчин, чем для женщин. Амортизация оставляет желать лучшего, но если вы используете этот «велосипед» только на короткие расстояния, например, для езды по городу или на работу и обратно, то этого будет достаточно.
Ремонт байка Стелс своими руками ничем не отличается от ремонта других моделей. Все те же механизмы и конструкции, которые легко снимаются и при необходимости заменяются. Для смазки можно использовать практически любое масло, но лучше всего покупать специальные смазочные материалы, обеспечивающие лучшую защиту от коррозии и других загрязнений.
Чем смазать подшипники задней и передней втулок
Для смазки подшипников передней и задней ступиц велосипеда можно использовать любую густую автомобильную смазку для подшипников. Например, Литол-24 или ЦИФТИМ-201,158 — хорошее решение. Конечно, никто не запрещает покупать специализированные смазки для велосипедных подшипников, например Shimano, которые отлично справляются со своими обязанностями. Но, честно говоря, особой разницы (кроме цены) не заметил.
А вот чем нельзя смазать втулочные подшипники на велосипеде: WD-40, автомобильные масла, масла для швейных машин, для смазки велосипедных цепей и другие жидкие смазки.
Подготовительный процесс
Для ремонта задней ступицы необходимо сначала снять заднее колесо со своего «железного друга». Эксцентриковые зажимы часто используются на горных велосипедах или спортивных скоростных велосипедах для его фиксации, которые можно снять без использования ключей. В байках начального уровня чаще всего колеса прикручивают двумя гайками, которые придется откручивать.
Инструменты, необходимые для разборки и ремонта втулок
Для успешного разбора и ремонта задней и передней втулки велосипеда потребуются следующие инструменты:
1. Ключ для конусов: Этот специализированный ключ необходим для откручивания конусов на оси втулки. Обычно он имеет два размера – для передней и задней втулки.
2. Ключ для гаек: Для снятия и установки гаек на оси втулки понадобится ключ подходящего размера.
3. Шпатель или отвертка: Используется для снятия пыльника и уплотнителя с втулки.
4. Смазка: Необходима для смазывания шариков и других деталей втулки после ее разборки.
5. Чистящее средство: Для удаления старой смазки и грязи с внутренних деталей втулки.
6. Направляющий стержень: Помогает выровнять шарики при сборке втулки.
7. Кусачки или плоскогубцы: Для удаления ободков или пружин из втулки.
8. Регулировочный ключ: Используется для точной настройки подшипников в втулке.
Помните, что правильный выбор инструментов и аккуратное выполнение работ по разборке и ремонту втулок велосипеда помогут сохранить его в хорошем рабочем состоянии и продлить срок его службы.
Частые вопросы
Как проверить втулку велосипеда?
Одной рукой придержим велосипед за раму, а второй рукой попробуем покачать колесо из сторону. Если обод колеса покачивается в раме или вилке из стороны в сторону а во втулке слышно постукивание, значит надо отрегулировать конуса. Втулки большинства велосипедов имеют насыпные подшипники.
Как часто надо перебирать втулки велосипеда?
При правильном уходе втулки могут работать по 10 – 20 тыс. км и больше, и лучше следить за их состоянием. Замена втулки – операция достаточно трудоемкая, потому что при этом придется снимать все спицы с обода. Втулка заднего колеса более нагружена, чем втулка переднего.
Что внутри втулки велосипеда?
Классическая втулка состоит из корпуса с фланцами, к которым крепятся спицы колёс. В торцах корпуса запрессованы чашки, куда вставляются подшипники. Чаще всего используются насыпные шарикоподшипники, открытые подшипники с сепаратором, а иногда и подшипники закрытого типа (промышленные подшипники).
Полезные советы
СОВЕТ №1
Перед тем как начать разбирать втулку, убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты, такие как ключи, отвертки, смазка и другие принадлежности.
СОВЕТ №2
При разборке втулки, обратите внимание на порядок снятия и расположение деталей, чтобы потом правильно собрать ее обратно. Лучше делать фотографии или записывать видеоинструкцию.
СОВЕТ №3
Перед смазкой и сборкой втулки, тщательно очистите все детали от старой смазки и грязи. Используйте специальные чистящие средства и тряпки.